Монголы - последняя защита от посягательств ислама на Восток
Интервью с известным тибетологом о буддизме и исламе, отношениях с Россией и Китаем и о будущем Монголии.
Г.Ням-Очир или, как зовут его друзья, Савка, является известным в Монголии тибетологом. Я решил взять интервью у своего друга, не только учёного и буддиста, но большого фаната монгольской рок- группы “Нисванис”, Савка - очень веселый и добрый человек с открытом сердцем, автор дюжины стихов и рассказов.
-Почему ты выбрал именно тибетлогию?
-Мой дедушка был сыном последного личного борца самого последного хана Монголии Богд Гэгэна. И был ламой, позже стал пастухом. Он отошел в мир иной в 1973 году. А я родился в 1974. Моя бабушка считала, что я - реинкарнация дедушки и воспитала меня. Она решила готовить меня к тому, что я стану буддистом и ламой. А я стал тибетлогом после смерти моей бабушки.
- Получается, ты выбрал сектор науки, а не религии. Почему и как ты стал студентом известного тибетлога Л.Хүрэлбаатара?
-Хочу сказать несколько слов об академике Цэндийне Дамдинсүрэне. Ц.Дамдинсүрэн является человеком школы Санкт-Петербурга. Он многое сделал. Например, орфография и грамматика, монгольский алфавит на основе кириллицы. Создал Обзор монгольской литературы. И намеревался создать институт тибетологии. У него было 2 ученика, которые являются крупными тибетлогами - Д.Ёндон и Л.Хүрэлбаатар. Я работал под руководством Хүрэлбаатар багши (учитель, преподаватель) с 1993 по 2010 гг. Я провожу исследования в направлении “Диваажин” (Рай Сукхавати). Так что, наша основная школа, можно сказать, Петербургская. Я работал в Институте языка и литературы Академии наук Монголии вместе с багши Хүрэлбаатар. Сейчас работаю реставратором в Национальной библиотеке. И, помимо работы, провожу исследования.
-Пожалуйста, объясни, что такое Петербургская школа?
-Эту школу основал Осип Ковалевский, а потом продложали и развивали Востриков.А.И и Владимирцов.Б.Я. Последнее время я стараюсь держать связь с представителями молодого поколения – такими тибетологами как К.Алексеев, Наташа Ямполская, Анна Туранская. В их числе и дочь нашего великого учёного Цэндийна Дамдинсүрэна, г-жа Анна Цэндина Дамдинсүрэна.
В широком смысле, наши научные методы изучения буддизма восходят к петербургской школе. Эти методы до сих пор сильны в мире. И, кажется, будут еще сильнее. Ведь мы создали Академию Наук, когда китайцы совершили культурную революцию. Я считаю, мы должны поработать с российскими коллегами, а не китайскими. Конечно, в статическом смысле китайская тибетология сильна. Опубликованные материалы и число тибетологов в Китае кажется довольно большим. Но, строго говоря, в Китае до сих пор не созданы специальные научные методы по тибетологии.
-Ты изучаешь современный Тибет? Был ли ты когда-нибудь в Тибете?
-Ты же знаешь, хотя мои темы - это литература Жагарын орон (Индия), Монголии и Тибета, читаю все подряд о современном Тибете и о том, как он потерял суверенитет. Особенно о культурной революции, которая прошла во Внутренней Монголии и Тибете, ее результатах. Когда анализирую сегодняшнюю ситуацию, то понимаю, что кризис соседей повлиял и на нашу страну. Люблю читать о технологиях китайцев, как уничтожали буддизм в Тибете и во Внутренней Монголии. Сравниваю репрессии в Монголии с репрессиями северного соседа и ГУЛАГом СССР.
-По твоим словам, мы были связаны только с нашим двумя соседями и были под их влиянием. А сегодня?
-Сейчас каждый имеет смартфоны. И скорость интернета весьма высока. Но мы не воспринимаем серьёзно информацию о Казахстане и исламе. А китайцы, наоборот, проницательным взглядом смотрят на мира ислама и Казахстан. Они понимают, что мы, монголы, последняя опора и защита от посягательств ислама на восток. Исторически, на протяжении многих веков так было и так есть сейчас. И китайцы это прекрасно осознают.
Буддизм был Желтой Великой стеной между миром ислама и китайксим государством в течение многих веков. Сейчас эта Желтая стена почти разрушена для китайцев. Так мы должны понимать и учитывать, кроме наших двух соседей, и религию. Если буддизм перестанет существовать на монгольской земле, тогда будут уничтожены и разрушены Монголия как государство и наша кочевая цивилизация. Я думаю, что в ближайшем будущем в нашем регионе ислам может занять лидирующие позиции. Поэтому мы должны быть рассудительны.
-Наш разговор перешел от тибетологии к религиоведению и промлемам религии. С какими религиозными проблемами может столкнуться Монголия в ближайшем будущем?
-Посмотри на калмыков и бурят. Представь российскую армию без якутов, эвенков и эскимосов. Китай - это не настоящий тигр джунглей, Китай - это бумажный тигр. Представим, что если распадется Китай, мы сразу будем граничить с Синьцзяном с запада. Обрати внимание на информационные сайты некогда бывших республик СССР - Казахстана, Таджикстана, Узбекстана и Туркменстана. Каково их представлении о Монголии и о нашем великом хане Чингисхане? Что там, в тех странах ,“растет”? Мы должны сидеть, сложа руки и надеяться на природные препятствия, как сто лет назад? Сейчас времена изменились. Посмотри на сегодняшнюю ситуацию в Монголии.
Мы на грани того, что буддисты станут меньшинством, как нацменьшинство в стране. Христианство в Монголии распространяется быстрыми темпами. Может быть, в ближайшем будущем и ислам проникнет к нам. Это кому полезно? России или Китаю? Нет, никому не полезно. Именно в Монголии это вредно. Если так повернется, то Монголия станет фурункулом на шее для своих соседей. Никто не может угадать будущее.
- В Монголии ни раньше, ни сейчас никто не говорит об этом. Может, ты воспринимаешь все слишком остро или у тебя высоко развито абстрактное мышление? Если проанализировать пиар президентских выборов Монголии, до сих пор существует антикитайское настроение?
-А как же. Другого пути нет. Почти 5000 лет мы - соседи. Это не сравнить с двумя столетиями соседства с Россией. Монголы всегда опасались Китая. Благодаря этим опасениям мы до сих пор существуем как сувренное государство. Наш язык и религия совсем другие. Образ жизни и менталитет тоже сильно отличаются от китайских, между нами нет ничего общего. Я думаю, что, приняв кириллицу, мы поступили очень правильно.
Если, в худшем случае, мы попадем под китайское влияние, наш монгольский алфавит на основе кириллицы сохранит нашу культуру и сможет противостоять китайскому влиянию в течение 50 лет.
Я очень хорошо отношусь к России. В России чувствую себя как дома. А в Китае я как на другой планете. Внутренняя Монголия - совсем другая тема.
-Да, русские относятся к нам хорошо...
-Я был очень рад и благодарен русским людям в этом году. За то, что они установили монумент "По дорогам войны" — дар монгольского народа народу-победителю. Да ведь? Полмиллиона лошадей и некоторые монгольские солдаты участвовали в самой ужасной войне. Я считаю эти полмиллиона лошадей монгольскими солдатами.
В прошлом году я со своим другом, поэтом Галсансүхом, был в Иркутске. Из Москвы приехал Евгений Рейн. Наши отношения восстанавливаются. И язык тоже. Мой русский язык тоже восстанавливается.
-Появляются ли хорошие словари русского языка? Что ты думаешь об употреблении русского языка в Монголии?
-Насколько я знаю, русскоязычные школы по-прежнему в тренде. Преподаватели русского языка из России и Бурятии работают в Монголии. Активизируется движение учить русский. Мы в течение 30 лет не готовили людей, хорошо знающих русский. Эти 30 лет стали большим белым пятном. В этом году в июле будет опубликован Русско-монголький словарь, в который вошли 180 тысяч слов. Словарь был создан учёным-биологом Тойвгоо. Тойвгоо потратил всю свою жизнь на его составление. Публикацию подготовил его сын Тамир. Это очень важное событие. Раньше такие крупные русско-монгольские словари не публиковались. Последствием публикации словаря может стать всплеск интереса к русскому языку.
-Как ты представляешь будущее нашей страны? Наша беседа была довольно пессимистична.
-Конечно, я вижу светлое будущее своей родины. Нам нужен баланс сил. Мы должны воспринимать своих двух соседей на одном уровне. Сегодня баланс немного смещен в сторону южного соседа.
Чтобы сосуществовать с двумя соседями, нам надо развивать свой культурный контент. Чтобы иметь место в русскоязычном пространстве Интернета. Важно распространять истинную, научную и правильную информацию о Монголии и нашей истории на русском языке. Исследования, посвященные России и Китаю, должны быть в приоритете у наших социольных наук. Без исследований не будет никакой политики с нашими соседями.
И, конечно, нам надо сохранять и защищать свою религию. Путин доказал, что фундаментальная концепция России - это православная религия. Мы должны учиться у Путина. Если у нас будет одна религия, тогда мы будем едины и сильны. Я вижу будущее Монголии очень светлым. Монголия до сих пор очень сильна и богата. Но, к сожалению, мы не осознаем и не знаем этого. Но очень скоро мы начнем понимать, какие мы сильные и богатые.