Пробуждение Дракона
АРД представляет эссе Станислава Бугдаева о древнем тотеме монгольского мира Драконе - Луу.
В верованиях монгольских народов гром — это рёв и скрежет зубов луу, а молния возникает тогда, когда он быстро свивает и распрямляет свой хвост.
Эти представления о своеобразном монгольском "громовнике" (в славянской культуре "Громовник" - символ, знак неба, небесной стихии - АРД) соответствуют восприятию монголами грозы, описанному Рашид ад-Дином в XIV веке.
Историк описывал представления средневековых монголов, согласно которым молнию вызывает подобное дракону животное, падающее с неба, бьющее по земле хвостом и извергающее из пасти пламя. Громовержец Луу причисляется к небесным богам — тенгри (Луу-тэнгри). Как мы видим, Дракон является эдаким средоточием сил природы, которому подвластны все стихии.
Сыны огненного Дракона
"Хозяева" (эжины) Байкала и водной стихии в бурятской мифологии лусы(драконы) связаны исключительно с водоёмами. По поверьям бурят, владыкой водяных ханов (духов-хозяев — уһан хаан, уһан хаад) является Уһа лусан (Уһа лосон, Уһа лубсан), седобородый старец в белых одеждах, живущий на дне моря в серебряном дворце.
В одной из древнейших легенд, связанных с Байкалом, есть сюжет об огненном драконе. Согласно ему, глубоко в водах озера обитает огнедышащее божество в облике сказочного дракона. Это божество управляет всеми тварями, живущими в Байкале, и от его расположения зависит благополучие и даже жизнь народов, обитающих по берегам озера.
В предании описывается, что едва только на небосводе зажглись первые звезды, а великое Солнце впервые взошло над землей, с неба спустилась золотая колесница, из которой вышел огненный дракон.
От первого удара его могучего хвоста расступились скалистые горы и образовалась глубокая расщелина.
От второго удара растаял лед на вершинах, и животворящие воды хлынули в каменистую котловину, образовав великое озеро.
От третьего удара окрестности покрылись богатой растительностью и населились живыми существами.
После этого всесильный дракон ушел в озеро, ставшее ему новым земным домом.
Дальше легенда повествует о том, что огненный дракон один раз в сто двадцать лет выходил на сушу. И тогда люди, называвшие себя "сынами огненного дракона", устраивали празднества в его честь и приносили обильные жертвы своему божеству.
Стоит отметить что ритуальные подношения духу воды - Луусад хану до сих пор сохранились и проводятся как шаманами, так и буддийскими ламами.
Почему Дракон уснул?
Это обусловлено двумя наиболее важными факторами.
Во-первых, Дракон как царь животных служил символом императорской власти монголов, и, следовательно, атрибутика дракона была привилегией ханской знати.
Во-вторых, после падения Монгольской империи Дракон как атрибут императорской власти перешел к китайцам и маньчжурам, образовавшим в Китае свою династию, а позже стал общим достоянием народов Китая.
Дракон – общий тотем бурят
Если каждый род, племя связывает себя с определенным тотемом, то почему же бурятскому народу не идентифицировать себя с древнейшим тотемом Дракона (луу), как явления исторически общего для бурят тэнгрианского верования.
Ментально это сильнейший тотем в тенгрианстве, силу которого знает и признают не только представители шаманизма, но и весь буддийский мир. Недаром азиатские страны, совершившие большой скачок в своем развитии, получили название "азиатских драконов".
Использование дракона как тотема и бренда Бурятии имеет хорошую перспективу и сакральное значение как символ возрождения народа.