Ононские хамниганы первыми из бурят установят памятник Чингисхану
Конференция "Хамниганы Забайкалья: язык, история, культура и этнография" прошла в Агинском автономном округе.
Недавно съездил в Агу - известный журналист, редактор "Буряад унэн" Бадмажап Гындынцыренов пригласил меня на конференцию, посвященную ононским хамниганам.
Выехали вечером в четверг в 7-м часу. Путь предстоял неблизкий - 850 км, т.е. 12 часов езды.
Несколько слов о моих спутниках:
Вместе со мной и Бадмажапом в Агу отправились (на фото слева направо):
Доктор филологических наук Дашинима Галданович Дамдинов, старейшина и духовный лидер ононских хамниган, ветеран войны. В этом году ученому исполнилось 93 года!
Отец Бадмажапа - Валерий. Наш шофёр Болд - халхасец из Архангайского аймака.
Мужчина в очках справа - старший научный сотрудник Института филологии СО РАН (г. Новосибирск), кандидат наук Арсалан Гомбожапов, он радушно принимал нашу делегацию в Дульдурге.
Васильева Дугвэма, кандидат филологических наук, доцент, ведущий специалист Восточного института БГУ.
Дамбаева Дарима - директор Этногалереи "Орда", председатель общества каллиграфов монгольского письма "Тэнгэриин бэшэг", психолог, в прямом смысле слова бурят-монгольская Хатун - потомок княжеского рода Гантимуровых.
Вот с какими интересными и неординарными людьми я отправился в далекое путешествие!
Ехали мы по так называемому Московскому тракту. За окном быстро промелькнули тарбагатайские и мухоршибирские пейзажи - всё леса, да горы, перевалы и распадки. Наконец из таёжных теснин Мухоршибири мы вырвались на тугнуйские просторы, пересекли границу Бурятии, оказались в другом часовом поясе.
Когда мы мчались по Забайкальскому краю, вдали на бурятской территории, тянущейся еще какое-то время параллельно дороге, показался Тугнуйский угольный разрез. Было что-то пугающее, зловещее в открывшейся перед нами картине. Огненно-кровавый диск солнца садился за горизонт. Клубы густой пыли застилали небо. Между гигантскими, похожими на горные хребты терриконами ползали бульдозеры и экскаваторы. Огромные высотой с двухэтажный дом машины, урча моторами, вгрызались стальными зубьями ковшей в бурятскую землю - все глубже, и глубже. Работа несмотря на надвигающиеся сумерки не останавливалась и должна была продолжиться ночью при свете прожекторов, ведь каменный уголь здесь добывают круглые сутки. Поэтому неудивительно, что на самом эффективном угледобывающем предприятии в мире уже добыто 150 млн. тонн угля, и на очереди еще 230 млн.
Между прочим вся многомиллиардная прибыль оседает в кармане одного человека - Андрея Мельниченко, обладателя 92 % акций ОАО "СУЭК", занимающего с состоянием в 13,2 млрд. долларов 9-е место в списке богачей России. Хотя какое нам дело до его богатства? Ни школ, ни детских садов, ни стадионов в Бурятии, которая, собственно, и сделала его миллиардером, он не строит, денег на стипендии талантливым спортсменам, образовательные, природоохранные и благотворительные проекты, хотя для него это сущие копейки, не дает, средства в развитие сельского хозяйства и промышленностм кроме своего разреза не инвестирует. И удивляться здесь нечему! Такова истинная суть и неприятная, отталкивающая личина современного российского капитализма.
Часов в 11 вечера были в Баде. Плотно поужинали в бурятской кафешке и вновь тронулись в путь.
Отмечу, что трасса до Читы хорошая, новая, так что всю дорогу мы держали под 100 и выше км в час.
Утром по кольцевой обогнули Читу и, отмахав 160 километров, достигли Агинского округа. Проехали мимо озеро Бальжин, священной горы Алханай, в 7 часов утра прибыли в Дульдургу.
Поселок с населением в 6518 человек расположен в котловине у места слияния рек Дульдурга и Иля. Собственно отсюда на юг и восток от Дульдурги в приононских степях и раскинулась Хамнигания - страна агинских хамниган.
Немножко о грустном, о чем никогда не напишут на АРДе или в "Информ-Полисе". После слияния округа и Забкрая начался и не прекращается Великий агинский исход. Это бросается в глаза всякому, кто посетил в последние 7-8 лет Агу. В селах, через которые мы проезжали, было много брошенных, заколоченных домов. На улицах редко встречались прохожие, и почти что не попадалась молодежь и дети. Не увидел я и прежних огромных стад овец, коров и лошадей, которыми во все времена так славилась Ага. Было заметно, что старые пашни не возделываются, поросли бурьяном.
Увиденные картины запустения - не мои домыслы и преувеличение, об этом свидетельствуют сухие цифры статистики:
Так, в 2009 году - из округа выехало 70 агинчан,
2010 - 597,
2011 - 929,
2012 - 1146,
2013 - 1426.
2016 - 803 человека.
В целом, из Аги ежегодно уезжает от 1000 до 1500 человек, в основном молодых, трудоспособного возраста. Округ обескравливается. Как пишут независимые источники, численность таких сел, как Боржигантай, Нуринск, Ортуй, Кусочи, Кункур, Будалан, Гунэй сократилась на 30-40%. На 30-50% опустели все школы, детские сады, интернаты.
И даже традиционно высокая рождаемость в бурятских семьях не может покрыть миграционную убыль, население округа не растет.
Так, если в 1989 года численность жителей Аги равнялась 77,2 тысячам, в 1997 - 70,8, в 2007 - 75,1, то на 1 января 2017 г. она составила 76,0 тыс., т.е. не выросла за 28 лет даже на 100 человек! Причем, если отнять от последней цифры 10-15 тысяч агинчан, которые прописаны в округе, но живут и работают в Бурятии, Чите, Иркутске, Москве, то картина станет совсем грустной и мрачной. Такого массового исхода из агинских степей не было со времен гражданской войны!
Поговорил с простыми людьми, сравнил свои впечатления от общения с агинцами 13-14-лет назад и теперь, контраст получился разительный! Тогда в 2004-м в агинчанах чувствовалась уверенность, воодушевление, самодостаточность, желание работать на благо округа, гордость за его достижения. Было даже несколько снисходительное отношение к нам, мол, у вас в Бурятии застой, безработица и нищета, а у нас развитие, динамика и успехи. И, действительно, многие знакомые экономисты, юристы, учителя из Бурятии уезжали в те тучные годы работать в Агу. Благо вакансий хватало всем, экономика, промышленность, сельское хозяйство, социальная сфера развивались поступательными темпами. Совсем иные настроения господствуют сейчас. В агинцах я ощутил уныние, растерянность, неуверенность в завтрашнем дне. В округе нет работы, продолжаются сокращения (например, накануне нашего приезда было сокращено 8 учителей в Дульдурге), резко упали доходы, уровень жизни, продолжают расти цены на товары и продукты. Молодые агинчане вынуждены батрачить, другого слова и не подберешь, на Сахалине и Камчатке, в Корее, ездить челноками или кэмелами в Китай. Ситуация настолько критическая, что для многих миграция в депрессивную и отсталую Бурятию рассматривается как более предпочтительный вариант.
Нет, я не виню в произошедшем руководство Аги. Социально-экономический кризис, поразивший округ, на мой взгляд, является прямым следствием упразднения агинской автономии 10 лет назад. Считаю, что эксперимент по укрупнению провалился, то о чем предупреждали мы в марте 2007-го, теперь стало неприглядной реальностью, свершившимся горьким и непреложным фактом. Громкие заявления об особом статусе, преференциях и льготах так и остались красивыми обещаниями. Если использовать затертый штамп, людей соблазнили пресловутыми бусами из цветных стекляшек, да и те потом отобрали.
Впрочем, довольно о грустном! Несколько слов об ононских хамниганах:
Хамниганы - загадочное племя, представляют из себя конгломерат различных монгольских племен, в том числе и ойратских, эвенков, тюрок, дауров, киданей.
В состав хамниган входят: сартулы, сарадулы, урянхайцы, хачины, хатакины, горлуты, узоны, тукчины, гунэйцы, мекерчины, даганханы, модоргоны, бакшинары, улдегены, чимчигины, чимчигиты, бачикантаны, пуцагаты, бахашилы, луникеры, дулигаты. Как утверждают ученые, лишь три рода(чимчигин, луникер, пуцагат) могут быть отнесены к тунгусским. Несомненно тюркскими этнонимами являются: сартул (сарадул), урянхан (урянхай) и другие. Представители же остальных родов являются монгольскими.
Основная часть ононских хамниган проживает по правой стороне реки Онон в Кыринском, Акшинском, Дульдургинском и Агинском районах Забайкальского края - в Токчине, Гунэе, Узоне, Таптанае, Зуткулее, Чиндалее. В Монголии - на севере Хэнтэйского и Восточного аймаков, в Китае - в северной части Эвенкийского хошуна Автономного района Внутренней Монголии КНР.
Всего в Забайкальском крае по неофициальной статистике насчитывается около 15 тысяч хамниган, в округе же - около 10 тысяч. Иными словами каждый 6-7 агинчанин - ононский хамниган.
Хамниганы заселили агинские степи еще до прихода 8 хоринских родов. Задолго до принятия желтой веры хори-бурятами они уже были ревностными буддистами, первыми строили дацаны, распространяли буддизм в Аге.
Диалект хамниган "сакающий", близок сонгольскому и сартульскому, причём в нем много архаизмов, сближающих его со старописьменным монгольским.
Каких-либо фонетических или грамматических особенностей, которые можно было бы объяснить влиянием тунгусо-маньчжурских языков, в нем не обнаружено. Эвенкийских слов насчитывается всего 6. Не нашлось также ни одного человека, который хоть в какой-то степени владел бы эвенкийским (тунгусским) языком. В общем, считать ононских хамниган обуряченными эвенками - неправильно. Да, несомненно, несколько тунгусских родов принимали участие в этногенезе хамниган, но этническое ядро, происхождение у них преимущественно монгольские.
Теперь о самом мероприятии. Конференция "Хамниганы Забайкалья: язык, история, культура и этнография" проходила в администрации Дульдургинского района.
Помимо нас - гостей из Бурятии, ононских хамниган из Забайкальского края и округа, была делегация из страны Вечного Синего Неба.
В ее состав входили: председатель центра хамниганских исследований, бизнесмен Санжаа Мункожаргал, доктор исторических наук, ответственный секретарь Академии бурятских исследований Оюнсэсэг Лубсан, председатель Совета центра хамниганских исследований Раднаа Бадрал.
Из Внутренней Монголии приехала доктор филологических наук Сэндэм, преподаватель Хайларского государственного университета АРВМ КНР.
В начале с приветственным словом выступил глава района Дугаржапов Базар Самбаевич.
Народная песня:
Сама конференция состояла из трех частей. В первой, научной части, ученые затронули проблемы этногенеза, истории хамниган, вопросы изучения их языка, культуры.
Почетное право открыть конференцию было предоставлено Дашиниме Галдановичу. Его доклад назывался "Язык, история, культура и этнография хамниган". Маститый ученый - сам хамниган по происхождению посвятил всю жизнь изучению своего народа, он - автор нескольких десятков книг, статей по истории, этногенезу и языку хамниган. Одной из последних работ Дамдинова стал "Хамниганско-русский словарь", содержащий 6200 слов.
- Хамниганы Аги - не эвенки, это исконные монголы и ойраты, подвергшиеся бурятизации, - таким был главный тезис его выступления.
Доктор Сэндэм рассказала о народных песнях китайских хамниган. У этого народа, как известно, очень богатое устное народное творчество, особенно много улигеров, бытовых, фантастических и героических сказок, трудовых и обрядовых песен, пословиц и поговорок.
Арсалан Гомбожапов сделал краткий обзор новейших исследований языка, культуры и этнографии хамниган.
Доклад Дугвемы Натар-Доржиевны был посвящен особенностям языка хамниган. Язык, как я уже отметил, близок к южнобурятским диалектам, имеет много архаичных черт, обнаруживает параллели с языком западных монголов. В последнее время среди специалистов утвердилось мнение о нем как о самостоятельном диалекте бурятского языка.
Оюнсэсэг Лубсан рассказала о традиционной одежде хамниган. Были проведены параллели с одеждой хунну, сяньби, древних тюрок, киданей. По крою традиционная одежда хамниган очень близка древнемонгольской 12-13 вв.
Дамбаева Дарима Жаргаловна выступила с интересным докладом по этнопсихологии - "Вопросы этнической самоидентификации".
Монгольский Зарубин, сартул Лхагвасурэн из Завханского аймака вел видеосъемку.
После обеденного перерыва началась вторая часть конференции. Докладчики рассказали о том, как живут, с какими проблемами сталкиваются современные хамниганы, какие перспективы развития в условиях глобализации ждут их в будущем, как они сохраняют свой язык, культуру, традиции, поднимают национальное самосознание. Таким образом, если в первой части маститые ученые говорили о прошлом древнего народа, то вторая была посвящена его настоящему и будущему.
Глава сельского поселения "Курулга" Майдари Галсановна Сариева выступила с докладом "О мерах по возрождению традиций и культуры ононских хамниган".
Председатель Совета депутатов сельского поселения "Гунэй" Валерий Шойжамсаевич Семенов рассказал о гунэйских хамниганах.
Любовь Загдаева, поэтесса из Токчина, сделала исторический экскурс в историю родного села.
Выступление директора Тарбальджейской ООШ Марины Доржиевны Ламажаповой было посвящено хамниганам Кыринского района.
В выступлениях докладчиков слышались неподдельная тревога и переживания за судьбу своего маленького народа.
Если перед хамниганами Аги вопрос сохранения национальной идентичности стоит не так остро, то вне округа - в Акшинском и Кыринском районах они сталкиваются с целым комплексом проблем: забываются язык и традиции, полным ходом идет ассимиляция, молодежь покидает родные села. Например, как сообщила М. Ламажапова, в селе Тарбальджин из 450 человек населения 220 составляли буряты. Однако из-за тяжелой экономической ситуации в Забкрае за последние годы 33 бурятские семьи уехали в Улан-Удэ и Читу. Майдари Галсановна рассказала о том, что бурятская молодежь в Курулге хочет заниматься национальными видами спорта, говорить на бурятском, знать культуру своего народа, но у них нет ни секции борьбы, ни секции по стрельбе из лука, среднее поколение, не говоря уже о молодом, забывает родной язык, плохо знает обычаи и традиции. Валерий Семенов посетовал на то, что у ононских хамниган нет флага и герба, из-за чего на спортивных соревнованиях по hээр шаалган или борьбе они в отличие от других агинских бурят не могут поклониться своему племенному знамени.
В выступлениях ораторов лейтмотивом звучало:
- Мы, ононские хамниганы, - древний, самобытный народ, отдельное бурятское племя! Мы не должны скрывать свое хамниганское происхождение, должны гордиться им! Не должны бесследно раствориться, потерять свой язык и культуру, забыть традиции и обычаи предков!
Вот, кстати, образец хамниганского диалекта:
Третья часть конференции была посвящена памятнику Чингис-хана, который хамниганы хотят установить в Аге. Честь выступить по этой важной и знаковой теме была предоставлена мне, собственно для этого я, как инициатор установки памятника в Бурятии, и был приглашен на конференцию.
Особый упор в своем докладе я сделал на то, что и в Аге, и в Бурятии есть ряд исторических мест, которые имеют непосредственное отношение к биографии Чингис-хана. В Бурятии это "степь Буура кеере" из "Сокровенного сказания монголов", локализуемая в Тугнуйской долине, где в 1184 г. Тэмуджин отбил у меркитов Бортэ, в Аге - Делюн-Болдог на Ононе, урочище, где родился Великий Предок, и другие памятные места. Указал я и на то, что в средневековье современных государственных границ не было, территория Бурятии и Забайкалья - так называемый Баргуджин-Токум считалась вотчиной чингизидов, особо почиталась ими. В подтверждение этого тезиса упомянул про Кондуйский дворец брата Чингис-хана Хасара и Хирхиринский, принадлежавший его сыну - Исунке, а также про Чингисов-камень, найденный в 1802 году в Нерчинском уезде. В заключение призвал собравшихся никого не бояться, ни на кого не оглядываться, проявить волю и упорство в достижении благородной цели и установить нужный всему бурятскому народу монумент.
Призыв увековечить память Великого предка встретил всеобщее одобрение. После выступления хамниганы жали мне руку, говорили теплые слова признательности:
- Молодец, Алдар! Давно пора!
Было приятно осознавать, что твоя публистическая и общественная работа приносят хоть какую-то пользу бурятскому народу.
Девятихвостое знамя кият-борджигинов!
Круглый стол подошел к концу. После ряда предложений, поступивших от участников и слушателей, было выработано и озвучено резюме круглого стола, вот оно:
1. Сделать регулярной практику проведения круглого стола в местах компактного проживания хамниган.
2. В период между проведениями круглого стола проводить семинары и видеоконференции.
3. Учредить фонд для активизации научных исследований по хамниганам.
4. Провести следующее заседание круглого стола в 2018 году в сомоне Дадал Хэнтийского аймака Монголии. В рамках круглого стола провести конкурс хамниганской народной песни.
5. Обратиться к губернатору Забайкальского края, главе Администрации Агинского Бурятского округа о принятии мер по пропаганде, изучению истории, культуры, фольклора хамниганского народа.
6. Обратиться в Правительство Забайкальского края, Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера, рассмотреть вопрос о признании хамниган малочисленным народом Сибири.
7. Активизировать работу ученых России, Монголии и Китая по сохранению и изучению языка, культуры и этнографии хамниганского народа.
8. Образовать Центр хамниганской культуры в Забайкальском крае, Республике Бурятия.
9. Возродить герб и флаг (знамя) хамниганского рода.
10. Обратиться ко всем землякам, соотечественникам с просьбой поддержать строительство памятника человеку тысячелетия Чингисхану на его родине, на берегу реки Онон.
Началось награждение участников.
Свою награду получил и я.
Пора подвести итоги:
Мне очень понравились хамниганы! После затхлой, упаднической и нездоровой атмосферы Улан-Удэ, насквозь пропитанной трусостью, продажностью и приспособленчеством, общение с ними без преувеличения стало для меня глотком свежего, исцеляющего степного воздуха.
Это честные, прямодушные и открытые люди, чистые как воды Онона, широкие душой как агинские степи, одним словом - ононские хамниганы!
Хамниганы - самостоятельное племя, народ с древней, богатой историей, развитым этническим самосознанием, монгольский по происхождению, и не имеющий при всем уважении к эвенкам прямого отношения к ним.
В тоже время они не мыслят себя вне бурятского народа, не противопоставляют себя нам, они - важная и неотъемлемая часть бурят-монгольского этноса.
Очень порадовало меня и то, что древний народ первым среди бурят, калмыков и тувинцев поднял вопрос об установке памятника Чингис-хану в России. Ононские хамниганы в отличие от нашей подлой и продажной республиканской псевдоэлиты, ограниченных, готовых за копейку удавиться толстосумов, трусливых ученых, деморализованной творческой интеллигенции и лживых СМИ не побоялись озвучить эту идею, проявили инициативу, предпринимают конкретные шаги. И в этом я вижу глубокий символизм и историческую преемственность. Хамниганы, издревле стоявшие на страже священных, заповедных земель Онона, свято чтившие память о великом Монголе, теперь пытаются поднять наш национальный дух, вдохновляют нас, апеллируют к нашей чести и национальной гордости! В этом смысле древнее монгольское племя выступает в авангарде борьбы за весь бурятский народ, за наши общемонгольские ценности! Они достойны восхищения и подражания.
Итак, конференция удалась, прошла на высоком уровне, получилась интересной и познавательной, ее цели и задачи были достигнуты, решения и результаты станут судьбоносными. Отмечу, что на протяжении всего мероприятия чувствовалось неподдельное воодушевление, энтузиазм участников и слушателей, собравшиеся, не скрывая эмоций, радовались долгожданной встрече с друзьями, единомышленниками и единоплеменниками. Не будет преувеличением сказать, что состоялся первый съезд хамниганского народа, первая и непоследняя встреча разбросанного в разных странах и регионах народа.
И пусть знает весь мир! В агинских степях живет древний, славный народ с богатой историей, красивым, звучным языком, самобытными традициями, чьё имя - ОНОНСКИЕ ХАМНИГАНЫ!