Почему шляпа стала национальным головным убором в Монголии
Многие иностранцы, в том числе граждане России, интересуются, почему монголы носят шляпы, причем даже в сочетании с национальной одеждой – дээл.
Если честно, никто в Монголии этим не интересовался и не исследовал этот вопрос, но почти все монголы считают, что шляпа, именно фетровая шляпа – очень хорошо сочетается с национальной одеждой.
Этот головной убор появился в Монголии в начале ХХ века. С 1926 года страна начала отправлять своих учеников и студентов во Францию и в Германию. Например, в конце апреля 1926 года первая группа учеников из 35 детей начала обучаться в Германии. 13-15-летние дети учились в средней школе Германии до 1930 года. Некоторые из них после окончания школы поступили в различные университеты Германии. Некоторые стали учиться во Франции.
Именно они принесли в Монголию моду на шляпы. Но это не значит, что раньше монголы не знали этого головного убора. У монголов была, а некоторые до сих пор носят, своя монгольская шляпа.
Считается, что эта монгольская шляпа была элементом костюма монгольских аристократов, в том числе из племени чорос-монголов. Представители элитного племени элет или өөлд из Четырех Ойратов носили шляпу, верхняя круглая часть которой, похожая на котелок, напоминала шлем. Стоит отметить, что шляпа-котелок появилась благодаря Джеймсу и Джорджу Локк, в 1850 году она была изготовлена лондонской фирмой Томаса и Уильяма Боулеров. А примерно с 1600 года монгольские ханы и военные чиновники носили такие шляпы, как на портрете Галдан-Бошигт-хана.
Вот поэтому европейская шляпа так быстро проникла в Монголию, а монголы восприняли ее как свою.
Студенты, учившиеся в Германии и Франции в 1926 -1933 гг и были модниками-суггесторами или активными распространителями моды на шляпы. Самый известный среди них - Боржигин Дашдоржийн Нацагдорж. Монгольский прозаик, поэт и общественный деятель, один из основоположников современной монгольской литературы, сын бедного тайджи. С 1926 года он обучался в Берлине в Институте журналистики, серьёзно изучал немецкий язык и историю. На монгольский язык с немецкого он перевёл Ги де Мопассана, Эдгара По, рассказы Джека Лондона и сказки из книги “Тысяча и одна ночь”.
В 1929 году Д.Нацагдорж вернулся в Монголию и выступил одним из создателей первого литературного объединения, преобразованного позже в Союз писателей Монголии. Он и другие монгольские студенты оттуда принесли не только знания, но и моду на шляпы.
Дело в том, что в первой половине XX века была популярна так называемая фетровая шляпа «федора». Ее монгольское название - “бүрх малгай”.
Шляпа-федора, или просто федора (англ. fedora) — шляпа из мягкого фетра, обвитая один раз лентой. Поля мягкие, их можно поднимать и опускать. На тулье имеются три вмятины. Была изобретена в конце 1880-х годов, названа по имени княгини Федоры Ромазовой, героини популярной в те годы пьесы “Федора” французского драматурга Викторьена Сарду, а также одноимённой оперы итальянского композитора Умберто Джордано. В пьесе, поставленной в 1889 году, главная героиня в исполнении Сары Бернар носила шляпу именно такого фасона, который вскоре стал модным среди женщин. Затем федора стала популярным элементом мужского костюма. Обычно носится мужчинами, но существуют варианты шляп и для женщин.
Федора была популярна на Западе в первой половине XX века. В это время она была практически непременным атрибутом костюма в городских индустриализированных областях. В XX веке джентльмен, носивший шляпу-федору, должен был соблюдать определённые правила этикета. Так, чтобы выразить уважение появившейся в поле зрения даме, полагалось приподнять шляпу над головой тремя пальцами, каждый из которых должен был лежать в одной из «впадин» на тулье. И это тоже принято в Монголии.
Сейчас в Монголии все мужчины от президента до простых скотоводов носят этот головной убор «и в пир, и в мир, и в добрые люди». Эта мода проникла и во Внутреннюю Монголию.