Урга (Улан-Батор) 100 лет тому назад. ФОТО
Подборка фотографий монгольской столицы начала XX-го века. Слово "Урга" русского происхождения, произошло от монгольского "орго", означающего "дворец, ставка знатного человека".
До конца XIX века вид Урги был довольно неприглядным. Русский ученый В.А. Обручев писал: "Улицы не мощёные, покрытые всякими отбросами, как и базарная площадь. Население все помои и отбросы выносило на улицу, и только обилие бродячих собак, игравших роль санитаров, предохраняло улицы от окончательного загрязнения. Множество нищих в грязных лохмотьях, выставлявших напоказ всякие язва и уродства, бродивших по улицам или сидевших у входа во дворы храмов и общежитий, составляло также неприятную особенность монгольского города".
Со временем Урга уже привлекала внимание блестящими на солнце золотыми конусообразными куполами кумирен и черепичными крышами зданий. Маленькие домики, разбросанные по всему городу, густо прилеплялись друг к другу. Улицы и переулки были образованы сплошными кирпичными или глиняными стенами с калитками в них. Само жильё строилось внутри двора и было закрыто от улиц. Здесь селились мелкий чиновный люд, крестьяне-бедняки, перебравшиеся в Ургу в поисках хлеба насущного, и торговцы. Между духовенством и купцами временами начиналась борьба, так как, согласно ламским законам, торговые поселения не должны располагаться от монастырей ближе слышимости человеческого голоса. Когда в начале XIX века торговые лавки и базары подступили к стенам монастырей, ламы обратились в Пекин с петицией, а резиденция пятого Богдо-гэгэна даже откочевала с главными храмами в монастырь, расположенный на северо-западе долины.
Борьба эта привела к обособлению трёх частей города: в одной находился монастырь главы ламаистской церкви, в другой части располагался монастырь Гандан, где находились храмы и жили монахи, третью часть составлял торговый район Маймачен, который жил по своим особым законам. По вечерам закрывались все его ворота, и не каждый мог попасть в эту часть города. В 1835 году на востоке Их Хурээ (одно из названий столицы) возник город торговцев Маймачен, позже названный Амгалан-Батар. Большую часть жителей здесь составляли китайцы, торговавшие овощами. Маймачен сыграл большую роль в развитии рынка в Монголии.
Правителем Монголии в то время был Восьмой Богдо-гэгэн, также известный, как Богдо-хан (1869—1924), прославился своей политической деятельностью. Богдо-хан больше всего любил всякие диковинки и объезжал в их поисках лавки, прежде всего лавки механизмов. Торговцы изо всех сил старались добыть для него что то новое, потому что Богдо-хан не был скуп, но и не бережлив. Потеряв интерес к покупкам, Богдо-хан отдавал их служителям на хранение. После Монгольской народной революции (1921) вплоть до своей смерти (1924) являлся монархом с ограниченными правами.
Центральная часть города.Базар всегда был не только центром торговли в городе, но и местом, где можно было узнать новости и поговорить "за жизнь". На одном из снимков - прилавок, где выставлен товар, у продавца - интересная причёска, длинная коса, бережно заправленная за кушак, слева - прилавок с обувью (видны гутулы).
Лозунги на клубе Ленина вдохновляют : 5 лет в 4 года ... Да здравствует Коминтерн мировой революции. 1931 год.
В сюжете: фотографияУргаУлан-Батор