Когда и как лошади изменили образ жизни монголов
Лошадь сыграла значительную роль в становлении и расширении Монгольской империи, уверены ученые.
“Чингисхан - один из самых успешных и самых известных военных командиров истории. Под его руководством некогда разделенные кочевые племена евразийской степи объединились и захватили огромную территорию, в конечном итоге сформировавшую Монгольскую империю. Безжалостность монгольских войск Чингисхана, использование новых военных стратегий и его явный талант тактика стали легендарными. К тому времени как он умер в 1227 году, царство Великого Хана изменило мир навсегда - к 1279 году империя была самой большой в истории и объединила многие земли”, - писал Питер Кутрос (Peter Coutros).
В течение столетия после его смерти наследники империи Чингисхана сформировали правящие династии Ирака, Турции, Китая, России, Кореи, Казахстана и Узбекистана. По данным генетических исследований, поразительные 8 процентов нынешнего мужского населения в Азии могут проследить свою родословную до линии Чингисхана.
Бесспорно, военный опыт и руководство Великого Хана сыграли ключевую роль в его непревзойденном успехе, но, возможно, самым значительным элементом в подъеме, расширении и господстве Монгольской империи была лошадь.
Чингисхан, как и его окружение, выросли на традициях почитания и уважения лошадей, которые в свою очередь возникли из давней традиции среднеазиатской культуры лошадей. Археологические раскопки в Казахстане доказали использование лошадей и потребление конского молока еще в 3500 г. до н.э.
Некоторые антропологи даже утверждают, что распространение протоиндоевропейского (ПИРО) языка от Каспийского моря до португальского побережья было связано с чередой вторжений кавалерии ПИРО-говорящих примерно 5000 лет назад. Однако окончательное свидетельство одомашнивания лошади в археологических записях этого периода не было обнаружено. Тем не менее, как только лошади были одомашнены, они быстро начали играть значительную роль в политических, экономических и военных делах всего региона.
В пятом веке д.н.э. древнегреческий историк Геродот с восхищением писал о бесхитростной скифской кавалерии Средней Азии, которая неоднократно мешала достижениям персидских сил императора Дария I в VI веке до н.э. Современные историки и археологи отдают хвалу Геродоту, отмечая, как скифские солдаты быстро передвигались со скоростью до 50 километров в день и атаковали с легкостью, не имея себе равных.
Как отмечает Джаред Даймонд в своей работе «Оружие, микробы и сталь: Судьбы человеческих обществ», только после Первой мировой войны, с использованием бронированных машин, кавалерийское превосходство окончательно закончилось. Таким образом, Чингисхан в ходе своих завоеваний обладал самой современной системой оружия, доступной и в наши дни.
Влияние одомашнивания лошадей на торговлю монголов, производство продуктов питания, транспорт и войну было огромным. Хотя лошади давно использовались для многих целей, единственной целью их одомашнивания была обычная верховая езда.
В отличие от других видов использования, например вытаскивание колесницы, где оборудование и присутствие других животных делали лошадей более пассивными, — для частой верховой езды необходимо было развивать естественное стремление животного к бегу. Поэтому одомашнивание заключалось не в обучении диких лошадей, а в их подчинении командам. Одомашнивание, скорее, включало генетические изменения, которые происходили в течение поколений селективного размножения для закрепления определенных черт, таких как послушание, размер и тд. Этот биологический процесс позволил увеличить зависимость людей от лошадей для верховой езды.
Итак, когда именно начался процесс одомашнивания лошадей?
В то время как некоторые археологи утверждают, что лошади были полностью одомашнены 5000 лет до н.э., доказательства этого остаются косвенными. Поиск подсказок в археологических записях требует идентификации лошадей, используемых людьми в повседневной жизни, например для верховой езды, что оказалось на удивление сложным. Как объясняет Дэвид Энтони, профессор антропологии колледжа Хартвик, «раннее одомашнивание оставили очень мало следов на скелетах лошадей», поэтому археологам было трудно дифференцировать одомашненные и дикие породы. Кроме того, незначительные доказательства одомашнивания могут быть результатом езды, но могут и указывать на другие виды деятельности, не требующие приручения, например, могут указывать на то, что лошадей запрягали в колесницы или плуги. В результате сроки одомашнивания и местонахождение самых ранних одомашненных лошадей остаются предметом горячих дискуссий.
Примечательно, что несмотря на широкое использование домашних лошадей по всей Восточной Европе и Центральной Азии примерно с 3000 г. до н.э., лошади, возможно, не были центральной частью монгольской культуры до относительно позднего времени, считает Питер Кутрос. Самые ранние прямые свидетельства одомашнивания лошадей в Монголии датируются примерно 1400 г. до н.э., что происходит под конец бронзового века (1400-700 гг. до н. э.).
Первое свидетельство тому можно увидеть в комплексе оленных камней и хиргисүүр, названном в честь монументальной традиции погребения, которая охватывает регион, который сейчас разделен между Монголией и Восточным Казахстаном. Этот комплекс состоит из нескольких резных каменных столбов (оленные камни), демонстрирующих стилизованные лица, оружие, инструменты и различных животных, а также крупных каменных насыпей (хиргисүүр), часто скрывающих человеческие погребения. И «памятники оленей», и хиргисүүр содержат конные погребения, иногда в удивительно больших количествах.
В местности Урт Булган среди золы предположительно погребальных костров археологи обнаружили копыта, позвонки и черепа почти 1700 лошадей. Обилие лошадей наглядно демонстрирует их церемониальное значение, но это не обязательно указывает на то, что лошади были одомашнены.
Чтобы попытаться разобраться в этих вопросах, археологи разрабатывают новые методы поиска подсказок для ответа на вопрос о приручении лошадей. Исследования деформации черепов и изнашивания зубов дали убедительные доказательства использования лошадей в Монголии бронзового века, но чтобы найти убедительные доказательства одомашнивания лошадей, требуется более глубокий анализ на молекулярном уровне.
Именно в этом пытается помочь Леланд Роджерс, докторант-помощник Совета Йельского университета по восточноазиатским исследованиям и специалист по древней ДНК. Роджерс провел годы, анализируя ДНК человека из Центральной Монголии и в настоящее время обратил свое внимание на лошадей. После почти десятилетия раскопок, проводимых совместной монголо-американской командой археологов, у Роджерса теперь есть останки лошадей позднего бронзового века, извлеченные из десятков монументальных захоронений. Кроме того, у него есть множество сравнительных данных: благодаря современному коневодству, ДНК одомашненных лошадей широко представлена.
Роджерс анализировал полученную информацию в надежде найти связь между одомашненными лошадьми и лошадьми, погребенными в бронзовом веке. Если древняя ДНК лошади совпадет с ДНК современных одомашненных лошадей, это исследование предоставит самые первые веские доказательства наличия одомашненных лошадей в Монголии.
Экологические условия Монголии - мечта специалиста, исследующего древнюю ДНК. Холодный сухой климат отлично сохранил останки, что позволило извлечь ДНК из образцов, выкопанных в центральной и юго-восточной Монголии. Поэтому выводы Роджерса могут иметь серьезные последствия для наших представлений о Бронзовом веке и людях, которые жили в то время по всей степи.
Хотя оленные камни и хиргисүүры были нанесены на карту и исследовались археологами на протяжении десятилетий, поиск поселений для ученых оказался чрезвычайно сложным. Археологами было обнаружено мало поселений, но возникло множество вопросов об образе жизни этих общин, оставшихся без ответа. Однако, если бы люди, населявшие эти территории в эпоху поздней бронзы, выращивали одомашненных лошадей, археологи могли бы начать получить столь необходимую информацию о происхождении кочевников - скотоводов, междугородных торговых сетей и основах строительства империи.
Чтобы выжить, скотоводам Центральной Азии требуется в зависимости от сезона перемещаться между пастбищами. Благодаря лошадям, скотоводы стали более мобильными, могли передвигаться быстрее и на более дальние расстояния в поисках идеальных пастбищ. В Монголии это продолжается до сих пор.
Лошади позволили торговцам быстрее перевозить товар и при этом увеличить его количество. Преимущества, которые обеспечивали лошади – преодоление большего расстояния и увеличение скорости передвижения – использовались и монгольскими воинами, причем Чингисхан делал это лучше всех.
Приручение лошадей в бронзовом веке навсегда изменило монгольское общество. Лошади играют в жизни и смерти монголов важную роль, поэтому не вызывает удивления то, почему эти животные так часто встречаются в монгольских захоронениях.
Даже сегодня лошади продолжают занимать важное место в монгольской культуре.
Каждый год монголы собираются вместе, чтобы отпраздновать фестиваль «Наадам», в котором представлены три традиционные «игры мужчин» — национальная монгольская борьба-БӨХ, стрельба из лука и, конечно же, конные скачки.
Хотя монгольские дети больше не тренируются, чтобы стать воинами-завоевателями, они, едва научившись ходить, обучаются верховой езде и скачут верхом по тем же лугам, по которым скакал Чингисхан столетия назад.