Буддийские храмы Парижа
Три года назад, в канун Сагалгаана-2011, моего первого бурятского нового года после переезда во Францию, так захотелось пойти в какое-то особое, бурятское, буддийское место, чтобы действительно почувствовать наступление нового года, наступление настоящей весны. И я начала поиски!
<p>Проще и быстрее всего нашлись самый известный в Париже буддийский храм Кагью Дзонг (Kagyu-Dzong) и стоящая рядом пагода в Винсенском лесу (Bois de Vincennes). Винсенский лес – это такой огромный парк, где у озера располагаются храм и пагода. Храм Кагью Дзонг был открыт 27 января 1985 года. Идея его создания принадлежит Калу Римпоче (1905- 1989), который в 1980 году давал посвящение в Калачакра тантру в Париже в пагоде Винсенского леса. Совместно с Жаном Обером (Jean Ober), генеральным секретарем Международного буддийского института (Institut international bouddhique) было принято решение о строительстве этого храма. Архитектурный проект был подготовлен французским архитектором с коррективами Калу Римпоче, утвержден мэром Парижа, и 20 марта 1983 года состоялась закладка первого камня. Сейчас на базе храма действует буддийский центр Кагью Дзонг, представляющий линию Кагью тибетского буддизма. Сам храм по своей архитектурной стилистике очень напоминает наши дацаны в Бурятии. Когда мне впервые открылся фасад здания, сразу возникло такое чувство, что я увидела что-то знакомое, родное. Было очень приятно, когда девушка француженка, так скажем, принимающее лицо храма, увидев азиатские лица, сразу сказала, что она знает кто мы, что мы буряты с Байкала. Я сказала, что я из Иркутска, а мой друг из Улан-Удэ. В ответ она подтвердила, что знает эти города. Это очень редко для Франции и французов и тем ценно, а приятно уж втройне! Обычно при первом знакомстве с французами минут пятнадцать, а то и тридцать приходится просто объяснять, почему ты из России и при этом у тебя такое азиатское лицо, где именно находится Байкал, кто такие буряты и почему тебя зовут Мария. Самое смешное, что французы как-то интуитивно чувствуют, что ты не китаянка, так как нет специфического китайского акцента и уж больно много стати, всё это их вводит в еще большее замешательство. Конечно, очень мало французов, которые знают, что есть такой народ — буряты, что есть озеро Байкал, 20 процентов мирового запаса пресной воды, что есть Республика Бурятия и что в России проживают не только русские, но и более 180 других народностей. Пагода Винсенского леса является штаб-квартирой уже упомянутого Международного буддийского института. Само здание погоды представляет собой историческое наследие колониальной эпохи, а именно павильон Камеруна. В 1977 году павильон был отреставрирован и передан Международному буддийскому институту для проведения служб. Рядом находится еще одна пагода, бывший павильон Того, где расположена библиотека института. В здании основной пагоды находится золотая статуя Будды, которая была перевезена из буддийского храма Ват Сакет из Банкока. Считается, что буддийская пагода Винсенского леса - это наиболее почитаемое буддистами место во всей Европе. Второй по известности можно считать буддийскую вьетнамскую пагоду Хан Ан (Khanh Anh). Она находится не в Париже, а в регионе Иль де Франс (Парижский регион), в городе Эври( Evry). Вообще, во Франции много именно вьетнамских пагод. Возможно, это связано с тем, что Вьетнам был колонией Франции и исторически сложившиеся связи дали свои результаты в виде, в том числе, таких пагод. Эта буддийская пагода принадлежит к традиции Махаяна и была открыта Далай Ламой XIV 12 августа 2008 года. С момента возникновения идеи создания этой пагоды до момента открытия прошло около 16 лет. Когда я первый раз увидела этот комплекс, основное здание мне очень напомнило дацан на Лысой горе в Улан-Удэ. Наверно, это очень субъективно, но тем не менее. Еще одна буддийская вьетнамская пагода находиться в городе Севр, также в регионе Иль де Франс. Пагода Чуа Тин Там (Chua Tinh Tam), что в переводе с вьетнамского значит «мирное сердце» представляет собой зен буддийский храм. Расположен он, можно сказать, в самом центре достаточно буржуазного города, непонятным образом спрятан среди привычных современных строений. Открыт был храм в 1990 году, а строительство велось более восьми лет добровольцами буддистами, которые это делали в свое свободное время. Финансовые средства на строительство — также добровольные пожертвования из Гонконга и Сингапура. Во дворе сада находится золотая статуя лежащего Будды. В следующее воскресенье я собираюсь посетить этот храм впервые. Прием посетителей мирян происходит только по воскресеньям. В Париже и вообще во Франции, как ни странно, достаточно много буддийских центров, монастырей и институтов, принадлежащих различным традициям буддизма. Также много организаций, осуществляющих приезд буддийских учителей, в том числе и Далай Ламы XIV. Моя долгожданная встреча с Далай Ламой XIV состоялась именно во Франции, в Тулузе в августе 2011 года. Никогда не забуду историю того, как я попала на его учение. Я знала примерно за год о том, что в августе 2011 года Далай Лама будет давать учение и публичную конференцию в Тулузе, всего 3 дня. Где-то за два месяца до встречи, зашла на сайт организаторов, чтобы через интернет купить билеты. Но билетов, к моему удивлению, уже не было. Я не стала расстраиваться, так как у меня было такое чувство, что я буду там в Тулузе, я встречу Далай Ламу. Я написала подробное письмо организаторам, где пояснила, что я бурятка, представитель коренного народа Сибири, традиционно исповедующего буддизм. Также я пояснила, что последний раз Далай Лама был в Бурятии в 1991 году и с тех времен он не имеет возможности посетить Россию в связи с политическими взаимоотношениями и договоренностями между Россией и Китаем. Упомянула, что в Монголии в 2005 году была на учении Ламы Сопы, который живет и работает во Франции, а также на учениях Богдо Гэгэна. В результате, я получила ответ, где было сказано, что, в связи с тем что мой случай является особенным, организаторы готовы мне предоставить 2 билета на учение. Я была счастлива! Так, я и мой друг встретились с Далай Ламой! В Тулузе я встретила две большие делегации из Бурятии и Калмыкии, мы обменялись контактами и вообще были рады видеть друг друга и разделить радость встречи с Далай Ламой. Только мне было странно, что буряты были более отстранёнными и малоразговорчивыми нежели калмыки, которые наоборот активно стремились к общению. Всего на учении Далай Ламы в Тулузе было около 7000 человек. Говоря о появлении и распространении буддизма во Франции стоит упомянуть имя Александры Давид-Неэль (1868 - 1969) - парижанки, француженки, писательницы, путешественницы и исследовательницы Тибета. Она первая женщина-иностранка, посетившая Тибет и дошедшая до Лхасы. И в наши дни существует и активно работает дом-музей Александры Давид-Неэль в городе Динь ле Бан в предгорье Альп, где необычная француженка провела свои последние 30 лет жизни. Дом-музей Александры проводит Дни тибетской культуры и другие мероприятия, например, мастер класс по изготовлению тибетских момо, а проще говоря бууз и дзампы - соленого чая с молоком. Как это все знакомо! Следующее такое событие состоится в июле 2014 года, куда я и собираюсь попасть. В заключение скажу, что во Франции, традиционно католической стране, где люди и сейчас массово приходят на воскресные мессы в храмы, на мой взгляд, достаточно широко распространён буддизм. При желании, можно легко найти буддийский центр, храм, монастырь, ретритный центр, в том числе и характерной для бурят школы Гелуг тибетского буддизма.</p>
Справка
Oб авторе: «Родилась я в Новосибирске, а школу и институты: ИГУ юр.фак и ИГЛУ романский факультет окончила в Иркутске. Работала ведущим специалистом в ОГУ «Центр сохранения и развития бурятского этноса» г. Иркутск. Занималась общественной деятельность, организовывала бурятскую молодежь Иркутской области в рамках общественной организации. В целом, глубоко разочаровалась в деятельности этой организации. Уехала в Москву, работала во французской логистической компании FM Logistic и китайской телекоммуникационной компании Huawei Technologies. Закончила карьеру в России начальником отдела кадров нефтяной компании УК «Калмнефть», г. Элиста... Жила в Калмыкии, г. Элиста год. Основной мотив - хотела познакомиться с родственным народом. Затем переехала жить во Францию. Живу в г. Париже, студентка факультета международного права университета Пари 10 Нантер. Интересы: творчество, работаю под маркой Naranart, духовное и личностное развитие, один из авторов проекта «Женский круг в Париже». Росла всю жизнь среди русских. Первый раз бурят увидела на 1 курсе юрфака. Бурятская тема всегда была актуальна для меня. В 8 классе написала работу по истории на основе книги Эржена Хара-Давана о другом взгляде на татаро-монгольское иго. Народ был в шоке после рефератов по Яну. Выучила грамматику бурятского языка на курсах бурятского, которые сама же и организовывала. Основной мотив - стыдно не знать родной язык, учитывая, что я говорю и на английском и на французском. Вот, как-то так. Жила месяц в Монголии и впервые в жизни чувствовала себя настоящей».