Сульдэ: зачем монгольские воины вызывали дух Чингисхана
Важным элементом почитания предков являлось выделение сульдэ правителя, после смерти становящегося духом-хранителем всего народа. Зримым воплощением сульдэ являлось боевое знамя - тук.
Сульдэ (сульде) – так именовали «духа», «жизненную силу» или «штандарт, знамя» идеологии в древних монгольских верованиях, связывая с ними жизненный и духовный потенциал человека. Считалось, что сульдэ правителя является духом-хранителем народа и воплощается в знамени.
Важным элементом почитания предков являлось выделение сульде правителя. Сульдэ - духовная сила и мощь владыки, часть его души, после смерти становящаяся духом-хранителем всего народа. Зримым воплощением сульдэ являлось боевое знамя - тук. В военное время для поднятия духа армии знаменам приносились жертвы.
Основа, воплощенная в штандартах
Это был языческий доисламкий тотем, воплощенный в знамени чингизидов. Ознаменованный великим даром, дух-хранитель (сульдэ) благоволил совершать жестокие ритуалы – под его именем приносили кровавые жертвы. Особое место занимал культ сульдэ Чингисхана, являвшийся составной частью культа самого Чингиса, учреждённого его внуком Хубилай-ханом.
У Чингиса имелось два знамени, белое и черное сульдэ, которым поклонялись монгольские воины. Возможно, Хар (черный) и Цагаан (белый) в прошлом были реальными приближенными Чингисхана, которые остались в истории под вымышленными именами.
Но, как бы там ни было, почитанием пользовались знамена Хара сульдэ (чёрное) и Цаган сульдэ (белое).
Цаган сульдэ состояло из девяти частей: главное знамя водружалось в центре, вокруг него с четырех сторон — восемь малых. При знамени состояло девять знаменосцев. Белое знамя изготавливалось из грив белых жеребцов, чёрное - из грив вороных жеребцов. К острию копья, игравшего роль древка, гривы привязывались длинными кистями. Для знамён были устроены святилища, разработан ритуал жертвоприношений.
У монголов священным считалось все, что связано с лошадьми, их постоянными спутниками в походах и быту. Поэтому и сульдэ-знамена они изготавливали из грив жеребцов, соответственно, белых и черных – на копья привязывались длинные кисти волос.
На специальных святилищах монголы совершали жертвоприношения сульдэ, в отдельных случаях, чтобы вызвать дух Чингиса, в жертву приносились люди.
Невидим и невоплощаем
Существуют и иные трактовки образа монгольского священного духа сульдэ – как великого и свирепого бога войны, помогающего чингизидам побеждать в их многочисленных войнах.
Согласно преданиям, Чингисхан всюду брал с собой молочно белого черноглазого жеребца, ни разу не ходившего под седлом. Жеребец был чем то вроде талисмана на удачу. За конем ухаживали шаманы.
Бога Сульдэ вышивали на пятиугольных монгольских знаменах, он изображался всадником со свирепой физиономией. Для чингизидов достаточно было такого воплощения своего божества.
В отличие от славян-язычников, монголы не изготавливали истуканы, которым впоследствии следовало поклоняться. Они считали, что Сульдэ есть бесплотный дух, и потому видимым быть по определению не может.
В исторической трилогии Василия Яна «Нашествие монголов» понятие приобретает иную трактовку. У него Сульдэ - великий и свирепый бог войны, дающий победу самым доблестным, покровитель монголов. Сульдэ доносит свою волю через шаманов, с которыми «беседует». Сульдэ был весьма кровожадным божеством – при очередной победе чингизидов надо было приносить многочисленные кровавые жертвы. Даровав монголам очередную победу, он требует кровавых жертв. В жертву Сульдэ были принесены русские князья и военачальники, задавленные досками после битвы на Калке.
Источник: tilindir.blogspot.com
В сюжете: сульдэсульдеЧингисханмонгольские воинымонгольская империя