О роли Петра (Жамсарана) Бадмаева в строительстве Санкт-Петербургского дацана
Мнение общественного деятеля Биликто Дугарова.
Решил написать небольшую статью о роли Петра Бадмаева в строительстве Санкт-Петербургского дацана. Так как сегодня по этой теме подаётся и циркулирует информация не совсем достоверная.
Необходимо понимать, что дацан в Санкт-Петербурге в те годы мог появиться только с высочайшего позволения царя и царского правительства. А разрешило построить царское правительство Буддийский храм в столице России только и исключительно благодаря деятельности Петра Бадмаева.
Является историческим фактом, что Петр Бадмаев предложил царю тогда действительно генеральный и дерзкий проект по присоединению к Российской империи огромных и богатейших территорий Китая и Тибета. Известно, что этот проект Бадмаева был одобрен царем.
В рамках проекта Петр Бадмаев предложил царю строительство в столице России буддийского храма. Для этой цели Петр Бадмаев задействовал Агвана Доржиева, являвшегося тогда представителем Далай Ламы в России.
Кроме того, проект храма является просто грандиозным и дорогостоящим даже по меркам сегодняшнего дня. Поэтому царское правительство выделило 75% средств на строительство этого храма из бюджета страны. Остальная часть расходов была профинансирована за счёт пожертвований буддистов этнической Бурятии и Калмыкии.
О финансировании строительства храма за счёт средств бюджета правительства России мне рассказал в своё время Хамбо Лама Дамба Аюшеев, после посещения музеев и архивов в Москве и в Санкт-Петербурге.
Кроме того, в рамках указанного проекта Петр Бадмаев построил в п. Агинское Забайкальского края первый в то время православный храм, который сегодня благополучно также работает в непосредственной близости от границы с Китаем.
Считаю, что указанные факты истории, а также основополагающая роль Петра Бадмаева в строительстве Санкт-Петербургского дацана сегодня мало вспоминается и даже умалчивается.
Кроме того, сегодня силами Сангхи России на территории Санкт-Петербургского храма установлены барельефы Хамбо Ламы Этигилова, который освятил начало работы Дацана и Агвана Доржиева. Однако, нет до сих пор ни барельефа, ни памятника Петру Бадмаеву.
Я спрашивал у Хамбо Ламы, по какой причине Сангха умалчивает роль Петра Бадмаева в основании и строительстве этого исторического Дацана? Хамбо Лама тогда мне ответил, что из-за того, что якобы Петр Бадмаев был крещён.
Я считаю данный ответ просто смешным и глупым. Так как Петр Бадмаев, как крещёный бурят, внёс просто колоссальный и неоценимый вклад в развитие буддизма в России и продвижение интересов России на Дальнем Востоке.
Считаю, что дискриминация имени и памяти Петра Бадмаева по признаку принятия им православия вообще недостойно Хамбо Ламы и всей Сангхи.
Таково мое мнение.
Хочу обратить внимание читателей на следующие моменты.
Во-первых, Петр Бадмаев - это человек мысливший глобально и стратегически, по-государственному. Всем известно, что Петр Бадмаев был настоящим патриотом России, который рассуждал о месте и роли Государства Российского в мире и в исторической перспективе масштабно и ответственно. Пётр Бадмаев всегда искренне беспокоился и проявлял заботу обо всем бурятском народе, о буддийском учении, который исповедовали буряты, о месте и роли бурят в глобальном мире. Он был настоящий патриот Бурятии и буддизма. Это известные факты.
Во-вторых, то что касается Агвана Доржиева, то необходимо отметить следующее. Агван Доржиев - это монах высочайшего образования (Цанид Хамбо Лама), который являлся преподавателем самого Далай Ламы. Но, тем не менее, Агван Доржиев это чистый функционер и исполнитель в самом лучшем смысле этого слова. В период строительства храма он являлся представителем Далай Ламы.
Поэтому роль Петра Бадмаева и Агвана Доржиева даже нельзя сравнивать и сопоставлять в указанном контексте.
В-третьих. В последующем, после революции, Агван Доржиев, к сожалению, поддержал обновленческую буддийскую церковь, а до этого стал учреждать дацаны в этнической Бурятии помимо действующего Хамбо Ламы Этигилова и Сангхи. Указанные обстоятельства очень многое говорят не пользу Агвана Доржиева.
В-четвёртых. Известно, что традиционное бурятское духовенство считало Агвана Доржиева раскольником и предателем в связи с его деятельностью по созданию обновленческой церкви. Поэтому по нему было больше вопросов, чем ответов.
Тем не менее Агван Доржиев остаётся в памяти бурят уникальным деятелем от буддизма, но биография и репутация его очень спорная и неоднозначная.