Как жила азиатская часть до присоединения к России
В конце XVI века русские первопроходцы перевалили через Уральские горы и углубились в бескрайние просторы Азии.
В течение XVII века, практически за несколько десятилетий они добрались до побережья Тихого океана, примерно в три раза увеличив территорию Русского государства.
Такая скорость и сравнительная легкость захвата этих огромных территорий были обусловлены и малым количеством проживавшего населения, и низким уровнем его развития.
Хотя пространство от Урала до Тихого океана населяло множество племен, общая численность местного люда была невелика. По приблизительным оценкам она составляла порядка 250 тыс. человек.
То есть плотность была настолько низкой, что проходя сотни километров, можно бы не встретить ни одного человека – на 75 кв. км приходился 1 житель. Тем не менее, люди здесь жили, и даже, несмотря на суровость климатических условий, по местным меркам жили неплохо.
Можно выделить несколько географических областей, на территории которых проживали народы, близкие как этнически (хотя и не всегда), так и по роду хозяйствования.
Северную Азию населяли родственные племена самодийской группы уральской языковой семьи — ненцев, нганасан, селькупов, энцев. Самыми многочисленными были ненцы. По роду своих занятий они различались на лесных и тундровых, в зависимости от района обитания.
Причем эта среда обитания накладывала глубокий отпечаток на все сферы их жизни. И те и другие занимались оленеводством, но если тундровые запрягали оленей в упряжки, то лесные ездили на них верхом.
И в тундре, и в тайге жили родовыми общинами, обожествляли природные стихии, духов предков, контакты с которыми обеспечивали шаманы. Ряд ученых предполагают, что ненцы на севере – народ пришлый из южной Сибири, откуда их выдавили тюркские народы.
К моменту появления у них русских намечался уже постепенный распад родовых отношений с появлением имущественного неравенства. Впрочем, до появления собственной государственности дело так и не дошло.
Центральную часть Сибири от Енисея до Охотского моря облюбовали разнообразные племена, большая часть которых относилась к тунгусо-маньчжурским народам: эвены, эвенки, которых чаще всего объединяют под названием тунгусов.
Они в большинстве своем были значительно более отсталыми, чем ненцы, поскольку их основными занятиями были охота, рыболовство, собирательство. Родовые отношения, можно сказать, были в расцвете.
Но поскольку были расселены на огромных пространствах, то в силу контактов с северными народами часть тунгусских племен увлеклась оленеводством, а под воздействием влияния народов Южной Сибири другая часть занялась скотоводством (овцы, козы), что ускорило их развитие и способствовало появлению неравенства, наследственных военных вождей.
Южная и юго-восточная часть Сибири находились в сфере освоения тюркскими и монгольскими племенами, которые, безусловно, находились на более высоком уровне развития, чем их северные соседи. Они еще помнили, что являлись наследниками великих кочевых империй, начиная от державы Хунну, до Великого Тюркского каганата и еще более великой Монгольской империи.
Тюркский народ хакасов – прекрасные охотники, но имели и вполне развитое скотоводство. Буряты, проживавшие на границе лесной и степной зоны, практиковали еще большее разнообразие занятий. Их достаточно высокоразвитое скотоводство (они разводили все известные тогда виды скота – овец, коз, лошадей, верблюдов) дополняли уже определенные земледельческие навыки, имелось также и развитое ремесленное производство.
Если северным народам практически был неизвестен металл, то тюрки и монгольские племена обладали развитым металлургическим производством. И в социальном плане они имели уже относительно развитые политические образования.
Конечно, распад кочевых империй в политическом смысле привел их к регрессу, но сохранилась наследственная власть, определенные политические институту, помимо традиционного шаманизма к этим народам приходит буддизм.
Рядом, в бассейне Амура проживали племена дагуров или дауров, некоторые из которых вообще под влиянием китайцев и благодаря наличию здесь плодородной земли перешли к земледелию как основному занятию. Они даже активно приступили к строительству укрепленных городов, которые обнаружили русские первопроходцы.
Восточную часть Сибири освоили довольно развитые якутские племена тюркского корня. Якуты вели высокоразвитое скотоводческое хозяйство, причем настолько развитое, что занимались заготовкой кормов на зиму, чего не делал практически ни один из традиционных скотоводов степной зоны.
И если большинство скотоводов придерживалось в то время кочевого образа жизни, то якуты – уже не чистые кочевники, а скорее пастушеский народ с постоянным, а не мобильным типом жилища – жили в бревенчатых домах еще до прихода сюда русских.
На самом дальнем востоке и северо-востоке, у побережья на стыке Северного Ледовитого и Тихого океанов и Камчатке проживали племена чукчей, коряков, эскимосов, ительменов. По сравнению со всеми названными народами они были наиболее отсталыми.
Развитого ремесла не имели, металлов не знали, используя орудия из камня и кости. Промышляли, прежде всего, охотой, рыболовством и собирательством. Однако приспособившись к суровым условиям жизни в этом регионе, обеспечивали себя всем необходимым.
Сохранявший свою незыблемость родовой строй обеспечивал устойчивость и сплоченность общества, где не было социальных противоречий. Наибольшим влиянием в регионе обладали чукчи, которые были народом воинственным и довольно суровым, частенько напрягавшим соседние племена набегами. Недаром именно они оказали весьма серьезное сопротивление русским в XVIII веке.
При всей своей отсталости народы и племена Азии, вошедшие в XVII-XVIII веках в состав России, жили в гармонии с природой без серьезных внутренних социальных потрясений. Правда начинающиеся процессы разложения родовых отношений, появление знати и неравенства стимулировали внутренние противоречия, которые сглаживались все нараставшими межплеменными схватками.
Но к этому времени здесь появились русские, которые всех утихомирили, поделились достижениями культуры более развитой цивилизации. Конечно, делали они это не из альтруизма, а в собственных интересах.
Источник: history-doc.ru