«Чучело человека» или заповеди истинного манкурта XXI века
В связи с приближающимся культурным событием – премьерой спектакля «Манкурт», стоит вспомнить, с чего начиналось развитие этого термина в Сети.
Еще в начале 2000-х годов, когда не существовало социальных сетей, разного рода представители российских национальных меньшинств объединялись в различные «виртуальные землячества». Там начинались первые дискуссии, и в них появлялось определенное размежевание на «национал-патриотов» и тех, кто напротив, старался принизить собственную национальную принадлежность.В ход шли различные термины, но наиболее прижившимся из них стал «манкурт». Причем, как правило, здравомыслящие участники дискуссий старались отграничивать человека, который, просто не знает родного языка, слабо разбирается в истории и культуре своего народа, от действительного «тролля», разжигающего рознь меж соплеменниками.
Но находились и определенного плана ультрапатриоты, которые решили составить некие признаки человека, страдающего комплексом неполноценности на национальной почве. Причем, носящим активный характер в виде выплесков агрессии. Так родилась «книга манкурта», либо свод правил, которым должен следовать манкурт.
Первыми тему подняли на одном из татарских форумов в 2004 году. Потом последовали казахи, якуты, тувинцы, чуваши, буряты… Каждый из авторов переделывал правила под свои национальные особенности.В чем-то эти правила также несли отпечаток сетевого троллинга, и не всеми воспринимались однозначно.
Как писали посетители Сайта бурятского народа в 2005 году:
- Мое мнение – неостроумно, пошловато, написано с ашипками и вообще неуместно на этом форуме. Буду рада, если этой темы не будет. Или объясните, к чему она здесь? Не смешно и не забавно.
- Очень полезно для некоторых. а тех,кто увидел ,что один из вышеуказаных пунктиков когда-либо имели место в их жизни или в подсознании,можно и простить..ведь лучше уж поздно,чем никогда...
- Исторический контекст - это турки-мамлюки, которые составляли в большинстве своем из чеченских да и вообще кавказских мальчиков, плененных турками в детстве. Потом их воспитывали как турок, делали лояльными халифу (паше), обращали в мусульманство и относились к ним строго инструментально - как к воинам. Получается, что мамлюки были оторваны от родной культуры и были использованы другой, которой становились слепо преданны до такой степени, что могли воевать против своих же.
К сожалению, приходится констатировать, что по ряду вопросов некоторые пункты «книги манкурта» не утратили актуальности. А с появлением социальных сетей и возможности оставлять анонимные комментарии под публикациями на новостных сайтах в чем-то и усугубились. Скажем, такие как:
- С негодованием и презрением говорит о национальных обычаях и традициях. Считает, что надо избавляться от них. Не знает и принижает историю и культуру своего народа.
- Когда при нем оскорбительно отзываются о представителях его народа или стараются унизить весь народ, делает вид, что собеседник не имел такой цели и толерантно дает вытереть о себя ноги, делая вид, что вытирают не об него.
- По его мнению, родной язык обречен на вымирание. Считает обязательное изучение родного языка в школах навязыванием и дискриминацией. А то, что он является государственным – формой оголтелого шовинизма.
- Регулярно на форумах и в соцсетях высмеивает представителей своего народа и самого себя по национальному признаку, не понимая, что он жалок, выдумывает и раздувает некие недостатки своего народа.
Я сознательно не привожу наиболее резкие высказывания как составителей «книг манкурта», равно как их противников. Впрочем, к сожалению, по мнению ряда ученых встречаются манкурты не только на национальной почве. Так, профессор Алексей Опарин в своем исследовании «Манкурты XXI века» пишет:
- Манкурты легко поддаются дрессировке, обладают большой оперативной памятью и компьютерным быстродействием в силу не загруженности мозга созидательными творческими программами. Из таких существ готовятся террористы, лидеры государств, партий, религиозных образований, сект и т. д. и т. п. для захвата власти и управления государствами и народами. Страшная манкуртизация людей, начатая дьяволом в монгольских степях, достигла своего апогея в наши дни XXI века и не где-нибудь в затерянных степях и пустынях, а на улицах мегаполисов, между небоскрёбами которых будто бы маячат тени давно ушедших зловещих жужанских воинов, ищущих своих жертв.
В принципе, термин «манкурт» по отношению к агрессивно настроенным против своего же народа людям не совсем верен, хотя вполне логично, что термин распространяется и на них. В целом же, если следовать классической трактовке, манкурт – это тип, который испытывает конформизм, возведенный в крайнюю степень. В данном случае – избегание принадлежности к собственному народу и стремление мимикрировать под национальное большинство.
Он всегда послушно следует мнению сильного, крайне пассивен. Ему не то чтобы неприятно знать, что он принадлежит к своему народу – ему все равно. Как писал Чингиз Айтматов – чучело человека.
Фото: Кадр из фильма "1984"
В сюжете: БурятияАзияманкуртыбурятский языкбурятский театр драмы