Гэсэр вновь спасет нацию - если эта нация есть
Мы публикуем довольно обширный и своеобразный обзор эпического наследия человечества от автора АРД Владимира Хандрусая. Возможно, это выглядит как очередная отчаянная попытка воззвать к сознанию бурятского народа. Поскольку, по мнению автора, прежде всех именно буряты несут ответственность за сохранение этого наследия. Когда-то именно Гэсэр, посланец Неба-Тэнгэри, смилостивившись над людьми - спас их от многих бед. Сегодня же, похоже, в спасении нуждается сам эпический герой. По крайней мере, об этом, а также о самой основе национального самосознания говорит автор статьи. Впрочем, читатели сами могут составить мнение о написанном. И решить - чем они могут ответить на этот призыв...
«Гэсэр» - величайший эпос человечества, уникальный памятник культуры бурятского народа, кладезь его мудрости. Но как используют эпосы-клады буряты и другие народы?
Посмотрев фильм «Махабхарата», созданный на основе одноимённого и главного эпоса Индии, я понял - кроме немудрённой, даже простенькой сюжетной линии о борьбе двух царственных групп в древней Индии - одну важную, для нас, бурят, мысль. Почему индийцы, несмотря на тысячи родоплеменных и этнокультурных «разделителей» представляют единую – общеиндийскую – целостность. И достигли ныне, за 1980-2000-е гг., впечатляющих успехов – и в высоких технологиях, и в том, что многие называют «душевное равновесие, покой, согласие». Из 8-9 цивилизаций мира (западная, исламская, индийская, китайская, японская, русско-православная и т.д.) именно индийская демонстрирует гармоничный прорыв в прогрессивном развитии всего мира. Все иные – в больших или малых, но явных кризисах. А эта – без навязывания себя, тихо, без терактов – но ясно торит себе дорогу в прорыв. И этот рывок вперед (на наших глазах в 1980-2000-е гг.) определили… какие-то легенды-сказы из «Махабхараты» (и др. эпосов)! Чудо? Но это так.
Эпос сделал индийскую нацию единой
Махабхарата – «величайший эпос народов Индии» (разных, кстати, но близких по культуре, традициям, вере, типу хозяйств). Состоит из 100 000 двустиший, что в 4 раза длиннее Библии и в 7 раз длиннее Илиады и Одиссеи вместе взятых. Всемирно известная Бхагават-гита - священное писание Вайшну, есть часть этого эпоса.
Особенность Махабхараты и в том, что это реальная хроника исторических событий в Индии около 5 тысяч лет назад, записанных со слов сказителей мудрецом Вьясадевой. 18 лет идет борьба двух кланов двоюродных братьев, но показ вражды сопровождается такими мудрыми объяснениями действий, что они стали… учениями для индийцев.
Сотни их поколений, как пишут этнологи, воспитаны на них. Поэтому фильм о Махабхарате (вышедший в 80-е, затем в 90-е уже в 94 серии!) там всерьёз считают видеоэнциклопедией разрешения всех сложных жизненных ситуаций. В Индии требуют: мало посмотреть этот фильм, надо потом постоянно слушать и слушать повествования Махабхараты, чтобы избавиться от последствий грехов, совершенных душой, телом или словесно и обрести гармонию-дух. Индийцы и черпают эликсир духа в этой своей сокровищнице. А мы, бурят-монголы? А у нас из чего черпать?
Пока буряты спят – китайцы успевают
Побежав, «задрав штаны, за комсомолом»-партией, потом обратно, за «капитализмом» - мы очутились где? Где наши тысячелетние корневые ценности? Без них «божий» дар этнодемократического раскрепощения мы, буряты, просто профукали в 1988-90-е, в годы этноренессанса сплочённых. Поехорив, приплелись вновь к «разбитому корыту», но с еще большей течью.
Лучшие сыны, идеологи нации (как в 1930-е гг.) - «убиты» или разогнаны нашими: равнодушием, недоверием, ухмылкой, доносами и предательством. По всем 12 «видам» соревнования народов мы – аутсайдеры. И ныне – усталые, тупо слушаем, как новые «духовники» батодалаи, лазари, федотовы и иные бесстыдные карьеристы открыто разжигают трайбализм. «Кто не испытывает стыда – не люди». Кавказцы за трайбализм режут. А наша реакция?
Вывод: надо вернуться к истокам, «родникам нации». Казахи вон как рыщут-ищут «героический адреналин» в истории! Но их эпос Кобланды-батыр – маленький, и об ужасе от лихих джунгар. Потому и замахнулись на нашего Чингиса…
Бурятский героический эпос "Гэсэр" - эпос мирового уровня, третий по объему после Манаса и Махабхараты. Но, пофестивалив с чиновниками со «Знаменем Гэсэра» по этнической Бурятии в 1995 г, мы ныне …уныло глядим, как КНР приватизирует его, нагло объявляя «Гэсэр» - «произведением китайской культуры»! Достоянием народов КНР, её тибетского и прочих меньшинств. И потому просит ЮНЕСКО признать китайский шедевр.
Бурятский «Гэсэр» – это уникальное творение бурят, наших предков, но вовсе не иных народов Азии, которые, в связи с контактами и заимствованиями имеют созвучные Кесар, Госыло. Но госвласть РБ проблема увода нашего «Гэсэра» разве волнует? Поэтому политическую волю РБ вряд ли организовать. Да и что такое РБ? Остаётся вновь отсылать вопрос к самому народу, создавшему своим гением этот шедевр мира.
Для защиты Гэсэра нужна воля патриотов и…настоящая «Буря над Азией»! Какие страны могут поддержать бурят? Кыргыз поддержали ряд тюркских, потому отстояли Манас от той же КНР, теперь прошёл торжественный обмыв их шедевра в ООН в мае с.г. Молодцы, отстояли. А мы?
Эпос как метод воспитания
Ведущие, цивилизованные, народы с древней историей учат свои поколения на эпосах. Из всех национальных эпосов европейского средневековья наиболее цветущим и разнообразно-богатым является, по признанию европейских эпосоведов, французский эпос «Песнь о Роланде». Не уступая по известности Илиаде и Одиссее, именно он стал основой всей последующей европейской литературы. Формально его считают эпосом французов (на чем твёрдо стоят французы, а культурные европейцы не могут воровать как некоторые). Но так как в нем речь о борьбе крестоносцев Карла Великого и его храбреца племянника Роланда против сарацинов, его любят и считают своим многие народы Европы. Роланд – это символ рыцарской чести и бесстрашия, торжества справедливости: когда предатели наказаны и павшие герои отомщены. Поэтому так любимы в Европе фильмы о Роланде.
Англичане же, ранее учившиеся у французов, свою молодь ныне учат на родном эпосе «Робин Гуд», экранизации которого в этой умной стране учитывают все возрасты (кстати, я знал в детстве наизусть «Робин Гуда», а Гэсэра – нет: был в запрете). Великим эпосом мира считается и Калевала; Финляндия её тоже издает для всех возрастов; есть десятки чудных фильмов-сказок, формирующих духовные скрепы их народа-трудяги.
Идеальный герой эпосов и героических романов Японии - это самурай. Уже японский героический эпос «Хэйко Моногатари» о борьбе двух кланов 12 в. включал рыцарский кодекс чести воина-самурая. Самураи в их культуре считались лучшими из японцев и лучшими из людей; как гласит древняя пословица «меж цветов красуется сакура, меж людей – самураи». Как рыцарская культура в средневековой Европе вылепила передовую Европу, так и самурайская культура сформировала Японию.
Японский воинский идеал, практически полностью ставший японским этическим идеалом, вынудил пришлый буддизм смирно признать культ-дух воина, издревле здесь питаемый из своих «родников», а сегодня - через сотни фильмов и книжек.
Доблесть и достоинство самурая стали этикой инженера, ученого, предпринимателя, политического и общественного деятеля, сохраняя высший стандарт самоуважения и отношений в обществе. Так кодекс чести, «вбитый» с ясель, доныне регулирует поведение японца, обязывая его в каждый миг жизни быть готовым к мучительной смерти. И ныне чиновник-министр-депутат, кому в СМИ выражено хоть какое-то недоверие, срочно едет домой и делает обряд сэппуку. Нож – во спасение чести. А у нас, сто раз уличённые политики, министры? Ложь во спасение. Чего?
Хребет нации
Даже китайцы, несмотря на этические нормы мудреца Кун-Цзы, упрямо развивали тему героизма. Наиболее частый персонаж их героического романа – это ся, не зря именуемый китайским «рыцарем». «Ся» - означает «удалец», «храбрец». Образ рыцаря-бродяги, с длинным мечом и крепкими кулаками в китайской народе не менее популярен, чем соответствующий персонаж в европейских средневековых рыцарских эпосах. Это «благородный скиталец, всегда готовый вступиться за слабого и покарать предательство, ложь, обман, несправедливость – совмещающий в себе черты Ланселота и Робин Гуда». Герои китайской героической эпопеи «Трое храбрых, пятеро справедливых» (XIX в.) это калька с «эпических богатырей с их неодолимой тягой к подвигу…».
Китайские рыцари ся своим образом жизни сделали странствие, в ходе которого они вызывали на бой мастеров каждой новой провинции, совершенствуя свое боевое искусство. Так же и бурятские баторы ходили из улуса в улус, ища достойных, оттачивая великую школу бурятской борьбы. Известно, что только смелость и умение мгновенно ответить ударом на удар формируют «хребет» нации.
«Сидя у речки и ловя рыбку нельзя воспитать бойцовские качества», а без хребта тяжко телу нации в этом жестоком мире. «Дух нации должен быть мудр и хищн», говорят кавказцы. Дао бойца особо внедряют ныне в КНР. А наши дао где?
Как китайцам “Манас” не достался
Эпической вершиной мира считается «Манас», эпос кыргызов в 500 550 строк. Он в 20 раз длиннее Илиады и Одиссеи вместе взятых, в 2 раза длиннее Махабхараты, в 3,3 раза нашего «Гэсэра». Но он не только самый длинный в мире (и потому-то занесён в Гиннес). Это «ум, честь и совесть» киргизов, а также их история и, потому, гордость киргизского народа, чьи предки, енисейские киргизы, вписали себя в историю мира навечно.
Совсем недавно Китай «отобрал» у них эпос Манас: в октябре 2009 г. он был внесён в список ЮНЕСКО от имени КНР. В этом «Списке нематериального культурного наследия человечества» эпос Манас был определён как…«произведение китайской культуры», хотя оговаривалось, что речь идёт о киргизском нацменьшинстве СУАР КНР. Национальные комиссии по делам ЮНЕСКО ряда других тюркских стран опротестовали это решение и потребовали от ЮНЕСКО вернуть номинацию Манаса на дополнительное рассмотрение. И эпос «Манас» отстояли! Значит, герои кыргызского народа Манас, Сементей и Сейтек, воевавшие с Китаем, и чуть не ставшие в 2009 г. китайцами – возвращены народу.
Пережив шок и страх, ныне кыргызы иначе относятся к своему великому кладу. На всех уровнях: аулов, районов и республики начались смотры манасчи, и юных и старых, издаются книжки. Думаю, что современные беды с вороватой бюрократией и экономикой будут преодолены, и народ, имевший свое государство в IX-X вв., возродит свое былое величие. Манас им даст этот Дух. А нам кто и что?
Биогумус или наследники бесценного клада?
«Кому нужны древние эпосы, эти сказки-легенды для отсталых?» – может усмехнуться ультрасовременный «бурят русскоязычный», забывший «свой гортанный, зычный, песенный язык», живущий «круто» в Москве (Питере), говорящий по-английски... Да ему они и не нужны – ибо он давно уже не бурят, а манкурт, маргинал, перекати-поле, гумус для выращивания других наций.
Ведь известная мудрость бьёт «не в бровь, а в глаз»: «Народ, не имеющий национального самосознания, есть навоз, на котором произрастают другие народы». (О, сколько ж мы наделали навозу!).
В Японии, Индии, Китае считают: чересчур цепляться за жизнь, как и за материальные блага – удел маленького человека, эгоистичного простолюдина, не обладающего этическими достоинствами. Но там простолюдины ничего не решают, ибо элита создает общество, куя его ценности, дух и, отсюда – его путь. А у нас?
«Народ, не наказывающий предателей, не мстящий за убитых героев, обречён», как и «народ, беззаботно перемешивающий свою кровь с чужой». «Кто не ощущает рану, нанесённую Родине, тот разве сын её»? «Народ, не борющийся за свое место – кто он»?
«Гэсэр» воспевает верность долгу, клеймит позором измену и предательство. «Гэсэр» – это гимн любви к своей земле. Думаю, необходимо возрождение нашего великого эпического сказания! В нем наказы наших мудрых предков. Мы должны их вспомнить. И начать применять. В частности, в бурятских школах. Русские свои былинные вещи ныне активно вводят в учебники школ. Якуты создали НИИ «Олонхо», перевели эпос на английский, а британский фонд издал его в 1000 экз. для 30 библиотек мира. А мы?