По горным дорогам Тибета - поиски художницы без пальца
Кам прилегает к Амдо с южной стороны, но его климат, природа и архитектура городов резко отличается от амдоской. Безлесые равнины постепенно сменяются крутыми склонами и долинными оазисами. Спускаясь в долину Джедкундо (по-китайски Юйшу), мы почувствовали стремительное приближение летнего зноя и терпкой влаги. Невзрачные каменные строения исчезли, и вместо них стали попадаться камские домики с высоким каменным фундаментом и брусовой надстройкой.
Вдали показался большой город, который поразил наше воображение. После невзрачных тибетских городков Джедкундо показался нам форпостом городской цивилизации.
Перед нами предстал абсолютно новый город, выстроенный под влиянием традиционной тибетской архитектуры. В 2008 году после разрушительного землетрясения Джедкундо был разрушен на 90%. Древний город фактически перестал существовать. Власти КНР вложили в строительство нового Джедкундо несколько миллиардов юаней, сохранив при этом стилистические особенности тибетской архитектуры.
В центре города высится гигантская статуя Гэсэра. Это самая большая конная статуя, которую я когда-либо видел.
Когда мы поднялись на вершину высящегося над городом холма, перед нами открылся великолепный вид на новый город.
а этом же холме расположился старинный монастырь Джедкун, который принадлежит традиции Сакья. Этот монастырь также не пережил землетрясения. Мы застали его в процессе восстановительного строительства.
Мы спросили у монаха, охранявшего вход в пустынную монастырскую администрацию, не знает ли он скульптора и художника по-имени Пекар. Монах оторвался от игры в смартфоне, поглядел на нас задумчиво, потом согнул указательный палец и вопросительно показал его нам. «Да, - обрадованно закивали мы, - у нее нет указательного пальца!» Тогда монах поведал нам, что несколько лет назад «художница без пальца» работала в этом дацане, но потом она ушла. Куда она ушла и где она сейчас находится, монах, к сожалению, не помнил. После этого, он мгновенно потерял к нам интерес и продолжил игру в своем смартфоне. А мы продолжили путь через ламский поселок вокруг дацана, где внезапно на нас напала небольшая стая тибетских мастифов. Это одни из самых свирепых собак в мире. Вот один из них, мирно спящий перед входом в монастырь.
Вокруг монастыря и в поселке их были сотни, они бегали повсюду и смотрели назад недобрыми глазами. Чтобы вернуться в город, нам пришлось вооружиться дубинками. С такими палицами в руках мы даже стали похожи на настоящих камцев, самых воинственных из тибетцев.
А потом мы ходили по улицам и спрашивали всех подряд, знает ли кто-нибудь беспалую художницу Пекар. Пару раз нам пытались помочь, обзванивали друзей и знакомых. Кто-то помнил их фабрику, кто-то вспоминал чернокожего мужа Пекар, которого часто видели на улицах города, но уже несколько лет их никто не встречал. И в Интернете последняя информация о ней датируется 2008 годом.
Пекар исчезла из Города Всех Живых Существ. Кто знает? Быть может она уехала в другой город или совсем покинула Тибет. Мы очень надеемся, что с ней все в порядке и когда-нибудь мы ее еще встретим.
Справка АРД: Пекар родилась в Кхаме в 1964 г.
Ее отец, Лобсанг Тхугьял, был хорошо известным традиционным скульптором и живописцем. Она унаследовала его талант и уже с самого раннего возраста.
В 1984 году она поступила в художественную школу, позже училась на факультете изобразительного искусства в г. Ланьчжоу, Китай, где она изучала живопись маслом, скульптуру, дизайн, музыку, поэзию и философию. Получила степень бакалавра искусств в 1990 году.
В течение следующих двух лет после возвращения в Джедкундо, работала в отделе народного искусства, иллюстировала обложки книги и переводила народную литературу.
Затем она решила уехать в Индию, так как чувствовала, что не было никакого способа сохранения тибетской культуры в Тибете во времена коммунистического китайского правительства.
С июня 1993 г. работала в тибетской общине в Дхарамсале, где преподавала изобразительное искусство.
Она экспонировала свои работы на тибетском культурном фестивале, организованным Смитсоновским институтом в Вашингтоне в июне 2000 года.