«Западные» против «восточных» - дискуссия вековой давности
Более ста лет назад умы бурятской интеллигенции – Михаил Богданов и Цыбен Жамцарано – боханский и агинский буряты, спорили о месте и роли бурятского народа в мире. С тех пор особо ничего не изменилось.
См. также: Бато Очиров: “Приходит время смены бурятской элиты”.
Евгений Хамаганов: “Поворот на Восток”: Новая политическая реальность Бурятии?”
В своем прошлом материале – дискуссии с автором АРД Бато Очировым, я уже касался этих двух, без сомнения, лидеров бурят-монголов начала XX века, де-факто – президентов первой бурятской государственности.
По большому счету, сейчас мы вновь возвращаемся к этой теме. Опять поднимается вопрос о том – станут ли буряты бурят-монголами, частью монголосферы, или окончательно русифицируются и ассиммилируются.
Почти весь XIX век русская интеллигенция спорила – быть ли России с Западом, или все-таки у неё свой, особый путь? И сейчас дискуссии «западников» и «славянофилов» вновь приобрели актуальность. Так же, как и споры в кругах нарождающейся бурятской интеллигенции в начале XX века.
Самыми яркими представителями двух течений были Михаил Богданов и Цыбен Жамцарано.
В их дискуссии явно выразились противоречия бурят западных и восточных. Михаил Богданов учился в Иркутске, в Казани, в Томске, в Санкт-Петербурге, Берлине, Цюрихе. По тем временам, часто, будучи просто вольнослушателем, и жадно впитывая знания, Богданов был блестяще образован, эрудирован. Как впоминал его питерский однокурсник Славнин:
«В университете я близко сошелся в 1901 г. с эпически спокойным бурятом М.Н. Богдановым. Жили мы с М.Н. дружно, только порой раздражала меня его немецкая аккуратность. У него все было распределено по часам, и никак его уже не сдвинешь, и ничем не отвлечешь, когда в какой-то час ему положено заниматься, например, немецким языком».
Когда началась русско-японская война 1904 года, Богданов был вынужден покинуть столицу из-за гонений на «азиатцев». Как вспоминали его друзья, боясь выходить на улицу, Богданов мог днями сидеть дома. Позже, из-за гонений на студентов-социалистов в Берлине, он уехал в Швейцарию.
К первой русской революции 1905 года, в свои 27 лет, он был уже состоявшимся учёным и политиком, и тяготел к партии социалистов-революционеров (эсеров).
Немного по-другому развивалась научная и политическая карьера Цыбена Жамцарано. Уроженец Агинской степи, он с самого детства тяготел ко всему природному, бурятскому, любил улигеры, слушал лам, шаманов, предания старины. Как одного из лучших учеников Читинского училища, его, наряду с другими бурятами, отправили в столицу. Тогда выходцам из Аги покровительствовал их влиятельный земляк, врач императора Пётр Бадмаев. Одним из условий обучения было то, что студенты должны были принять православие. Сам Жамсаран Бадмаев был крещен именем Петра, причем крестником его был сам государь Александр III. Но Цыбен Жамцарано и еще несколько студентов проявили неожиданное упорство и не хотели принимать христианскую веру, за что были отчислены.
Позже Жамцарано объездил всю этническую Бурятию, где собирал фольклор. Заодно он занимался общественно-политической деятельностью, создавая национальное движение «Буряад зоной туг» («Знамя бурятского народа»). Жамцарано также тяготел к эсерам, но в отличие от Богданова, был бурятским «народником».
На фото: Сидят на стульях во втором ряду (слева направо): Цыбен Жамцарано, тайша Эрдэни Вамбацыренов, тайша Цыден Аюшеев, полковник Базар-Сада Ямпилов, профессор Гомбожаб Цыбиков, Пандито Хамбо-лама Чойнзон-Даши Иролтуев, Раднажап Бимбаев, отец академика Бямбын Ринчена (снимок скопирован автором в музее села Ульдурга Еравнинского района Бурятии)
В 1907 году между Богдановым и Жамцарано развернулась дискуссия на страницах журнала «Сибирские вопросы».
Как писал в своем труде Павел Варнавский, научный сотрудник ИМБиТ СО РАН:
Первый (Богданов) был идейным вдохновителем течения так называемых «западников» - организационно неоформленных сторонников скорейшего экономического и культурного растворения бурятского народа в доминирующем российском социуме. Второй (Жамцарано) был одним из лидеров бурятских народников и их организации «Знамя бурятского народа», которая объединяла в своих рядах людей, выступавших за сохранение и всестороннее развитие этнической культуры бурят. Дискуссия М.Богданова и Ц. Жамцарано являлась одним из первых свидетельств того, что бурятские интеллектуалы взялись за разработку новой идеологии, которая позволила бы бурятам гармонично встроиться в окружающее их культурно-политическое пространство.
Монголвед, д.и.н. Татьяна Скрынникова выделяет несколько уровней самоидентификации бурят, которые в своей дискуссии выразил Цыбен Жамцарано.
Во-первых – это бурятская общность. Ее существование являлось очевидным фактом. Поэтому Жамцарано боролся за право на «национально-культурное самоопределение», требовал предоставления бурятам широкой автономии и самоуправления, в компетенцию которого входили бы «все дела и нужды, связанные с духовной и материальной жизнью населения»
Во-вторых, уровень цивилизационно-культурной самоидентификации - весь монгольский мир. Жамцарано характеризует бурят, не иначе как «часть большого монгольского народа». Он убежден в «возможности и неизбежности культурного панмонголизма».
В-третьих, уровень политической самоидентификации - россияне. Жамцарано не мыслил себе существование бурят вне России и выступал за государственное единство с ней.
Другое дело – Михаил Богданов.
Михаил Николаевич Богданов (слева) с семьёй
Он считал, что монгольская культура находится на довольно низком уровне развития и «дальше мифов и преданий не ушла». Поэтому для бурятского народа не будет большой пользы от культурного единства с монголами, поскольку «на мифах и преданиях далеко не уедешь», а пока произойдет расцвет монгольской культуры, «не успеет ли уже раздавить нас всемогущий бог западно-европейской культуры - капитал?»
При этом Богданов не отрицал наличие бурятской общности, спаянной единым историческим и культурным наследием. Тем не менее, Богданов выступал за скорейшее и прочное усвоение бурятами европейских и русских ценностей. Богданов не был сторонником идеи предоставления бурятам автономии и самоуправления, считая, что времена «когда каждая маленькая национальность могла жить внутри своей ячейки совершенно изолированно от внешнего мира безвозвратно прошли, а процесс капиталистического развития разрушает почти все национальные различия, какими бы китайскими стенами они не отгораживались».
Он ограничивался лишь требованиями «представительства и защиты бурятских интересов в русском парламенте» и «демократически организованного земства» для бурят. Позже Богданов попытается баллотироваться в Государственную Думу Российской империи, но будучи включенным в общекрестьянский список, не был избран. В 1917 году он стал депутатом Всероссийского Учредительного собрания, которое было разогнано большевиками.
(Продолжение следует).
Фото: buryatia.org, из личного архива
В сюжете: БурятияБурят-МонголияБогдановЖамцарано