Моя Панмонголия
Мы представляем нашим читателям мнение нового автора АРД из Бурятии, размышляющего о путях "всемонгольского этноса" сегодня, в наши дни. О том, что такое интеграция монгол, и нужна ли она вообще в условиях нынешней мировой ситуации. Где? Как? И кому это надо? Как минимум, это точка зрения того человека, кого действительно волнует будущее монгольских народов, и он предлагает свой вариант возможного развития событий...
Может, ошибаюсь, но в последнее время из нашего самосознания как-то выветривается тема общего будущего монголов. Возникает желание привлечь внимание к этому обстоятельству. Однако моя позиция может показаться неадекватной. Если так, то пусть инет знает, что есть один такой сумасшедший.
Предлагаю вниманию соплеменников подборку из своих многотрудных размышлений. Назову их –
"Моя панмонголия".
I.
Что такое единство монгольских народов сегодня? Если 8 веков назад они преодолели свой межплеменной сепаратизм и создали единую нацию, то возможно ли в наше время их новое национальное возрождение? И если да, то каким образом? Мой ответ укладывается в следующие пять пунктов – тезисов.
п.1. Всемонгольская интеграция традиционно связывается с вопросом о государственности бурят-монголов и монголов в Китае, наряду с государственностью халха-монголов; или с вопросом о едином общем государстве всех монголов, охватывающем все «исконные территории». Не знаю, насколько эта идея вообще была возможна, но сегодня очевидно, что такое понимание интеграции просто лишено здравого смысла.
С моей точки зрения монголы могут иметь единое государство и вообще государственность не на всех, а только на одной из исконных территорий. А именно – на той, которая принадлежит нашему этносу юридически, то есть, на территории современного монгольского государства.
Если говорить о действительной интеграции, то нам остается только одно – постепенно собираться на данной территории. Если же мы против этого – то, следовательно, мы выбираем дальнейшее вымирание, водя хороводы на Алтаргане, делая вид что в России наша судьба в наших руках, а на деле прекрасно понимая, что мы – «хунэй мэдэлэй».
Если же молодые и подрастающие поколения – буряты в России, другие монголы в Китае – скажут «урагша», то сколько их примет участие в общем движении – дело второе. Главное, чтобы оно вообще началось.
Очень вероятно, что большинство бурят останется в стороне. Ибо все мы видим, как быстро катимся к пропасти, и, кажется, нет сил барахтаться дальше.
У нас нет объективных условий самовыражения на своем языке и соответственно, мы все более и более утрачиваем способность выражать себя на нем. Естественно, язык уходит как песок сквозь пальцы. Это есть гибель народа как этноса.
За этим последует гибель физическая, когда мы полностью растворимся в русском этносе, а еще вдобавок эти китайцы, которые все равно будут здесь, как ни крути.
Но, право, я не хочу сегодня о грустном.
Короче, первая, отправная мысль – в том, что интеграция вообще может осуществиться только в форме собирания людей, а не территорий. Другой интеграции просто уже нет.
п.2
Нельзя просто так взять и собраться людям в чистом поле. «Собирание» в действительности означает вовлечение всех монголов в процесс образования нового хозяйственного и жизненного уклада, а значит вовлечение в процесс, который одновременно становится формированием их новой этнонациональной общности.
Чтобы определиться, каким же образом реализовать эту цель, прийти к каким-либо конкретным идеям и проектам – необходимо сначала представить общую картину. То есть, построить некую логическую и мировоззренческую схему желаемой действительности. Вот я, например, предпринимаю здесь такую попытку.
Итак, по форме интеграция – это собирание людей, а не территорий. А по сути – она есть совместное изменение нашей сегодняшней разделенной действительности, а тем самым – и самих себя.
Продолжение следует...
Фото: unuudur.com
В сюжете: панмонголизммонгольский мирмонголосферамонгольские народыинтеграцияэтнос