Буряты - это монголы
Жизнь на Земле обустроена так, что каждый комфортно и эффективно живет в своей нише. Медведю комфортно жить в тайге, а льву - в джунглях, и оба они считаются хозяевами, но только на своей территории.
Нет в природе такого суперсущества, который мог бы быть везде чемпионом. Видимо, таким вот образом, методом обозначения границы проживания сохраняется некий природный баланс. И природу пока никто не обманул. Поэтому вопрос этнической самоидентификации у народов всегда остаётся самым важным аспектом его развития. Это первично и носит практически сакральную функцию.
Если теряется связь с “корнем” народ мучительно погибает. И наоборот: у народа, бережно сохраняющего свою историю, всегда есть шанс выжить и процветать. Так было с Индией, странами и народами Юго-Восточной Азии и, собственно, с Монголией.
23 октября с.г. в Улан-Удэ прошла конференция, посвященная теме происхождения бурятского народа. Организовал его общественный деятель, создатель фильма “Алханай - мир великого блага” Гончикбал Баиров.
На моей памяти на таком уровне это было впервые и весьма вовремя. Вопрос происхождения бурят всегда был неоднозначным, возможно, не был изучен серьёзно и утвердительный ответ на столь важный вопрос будет очень сложно выдать. Выходит так, что самый крупный в Восточной Сибири этнос потерялся в своём происхождении.
Как известно, историческая наука весьма абстрактна. В ней одно и то же событие можно рассматривать с разных точек зрения, и все они могут быть прямо противоположны по содержанию и смыслу. Вместе с тем буряты в истории всегда рассматриваются в монгольском мире, и соответственно, должны оставаться монголами. Если выразиться метафорой, мы, буряты, ищем сокровище в “одной комнате” тогда, когда она хранится в большом доме и не факт, что оно находится именно в той комнате, где мы ищем.
На примере героического эпоса «Гэсэр» можно увидеть как всё перплетено в монгольском мире. Считается, что «Гэсэр» - это тибетский эпос, но перешедший к монгольским народам и получивший там наибольшее распространение. Сохранился эпос в более архаичной форме, как улигеры у иркутских бурят.
Позже профессор Цыбен Жамсарано перевёл эпос уже с устной улигерной формы в письменный формат. Таким образом, утверждать, что это эпос реально какого - то отдельного этноса затруднительно, но то, что он сохранился в более полной форме у иркутских бурят - это факт.
По географии миграции эпоса мы видим, что рассматривать кочевые народы с точки зрения их нынешнего обитания является ошибочным и не верным. Вместе с тем, известно, что буряты, как и другие монгольские этносы – это продукт феодальной раздробленности Монголии и с периода 16 - 17 в.в. Живут в Российском подданстве, а Монголия в плоть до 1921 года была провинцией империи Цин.
Теперь, когда в бурятском обществе назрела нужда поиска корней, если хотите, самоидентификации, то нужно в первую очередь понять, что буряты и монголы - не братские народы, а один единый народ с учетом того, что его представители живут в разных странах. Подтверждением этого является наличие большого списка очень успешных и влиятельных монголов с бурятскими корнями в современной Монголии.
Закончить свой пост хочу опять же метафорой: Лев не может чувствовать себя комфортно в тайге, а медведь - в джунглях. Каждый развивается более эффективно в своей среде.
Фото: zabmedia.ru
В сюжете: бурятымонголысамоидентификация