Почему "Монгола" Бодрова не любят в Монголии?
Фильм "Монгол", первый фильм дилогии российского режиссера Сергея Бодрова-старшего о Чингисхане, снятый 7 лет назад, нередко критикуется в Монголии. Автор и партнер АРД Владислав Медведев дал рецензию фильма, где наглядно указал на “косяки”, раздражающие жителей степной страны.
Режиссер представил новое видение фигуры великого хана монголов, непривычное как для россиян, так и европейцев вообще, и достаточно спорное с научной точки зрения. Как рассказывает Сергей Бодров, в изображении Темуджина (имя Чингисхана до провозглашения его ханом всех монголов) и в трактовке его жизненных перипетий он опирался в основном на версию Льва Николаевича Гумилева. Как известно, Гумилев - один из предтеч неоевразийства, и, разумеется, в его версии Чингисхан - вовсе не жестокий завоеватель, а объединитель монгольских племен, законодатель и создатель великой империи.
Один из ярких и красивых, хотя и неправдоподобных моментов в фильме: юный Темуджин бежит из плена, приходит на шаманское святилище и, неся на шее тяжелые кандалы, обращается к божеству: "Великий Тэнгри, если ты меня сейчас слышишь, прошу, помоги мне!" В проеме между скал появляется волк - тотемное животное для монголов, один из их предков. Волк символизирует дух Тэнгри, и в следующем кадре Темуджин уже свободен от оков - видимо, его молитва была услышана.
Обращается он к Тэнгри в том же самом месте и в зрелом возрасте и со зрелой просьбой. Уже вполне осознавая свою "богоизбранность", Темуджин просит Тэнгри помочь ему исполнить задуманное. После появления того же волка звучат строки из "Великой Ясы" - свода законов, созданного Темуджином для монгольских племен.
Своего рода суеверность Темуджина, вполне естественная и органичная для шаманиста, проявляется в сюжетной линии, связанной с костью белой вороны, которую он вручает в качестве оберега своей будущей жене. Этот амулет фигурирует на протяжении всего фильма и переходит из рук в руки супругов. Когда Темуджин сидит в тангутской тюрьме, с ним заводит беседу старый буддийский монах. Провидя в пленнике будущего императора и разрушителя империи, он просит его не трогать монастырь. Убить стражника, чтобы освободить узника, монах отказывается, говоря, что его вера не позволяет ему этого (Темуджин на это говорит ему: "А моя позволяет"), но соглашается передать воронью кость Борте.
В финале фильма Темуджин, однако, совсем не выглядит суеверным, преодолевая традиционный монгольский страх перед грозой - проявлением гнева Тэнгри.
Во время сражения с названным братом Джамухой, не подчинившемся "Великой Ясе", - когда перед началом битвы разражается жуткая гроза и оба войска в страхе падают на землю, Темуджин находит в себе силы преодолеть страх и поднять своих воинов в атаку, причем возникает картина прямо-таки эзенштейновская.
Когда же наголову разбитый Джамуха после битвы интересуется у Темуджина, почему он не испугался, ведь "монголы боятся грозы", тот отвечает: "Мне негде было прятаться, и я перестал бояться". Эта битва, выигранная будущим Чингисханом, была одной из ключевых для его восхождения к верховной власти, но реальность эпизода с грозой остается на совести сценариста.
Чем больше влияние исторического персонажа на ход истории, тем в большей степени его образ формируется из разного рода домыслов, легенд и предположений, историк подчеркнул, что, "в сущности, в большинстве случаев реконструировать сколько-нибудь объективную картину невозможно, поскольку все источники тенденциозны и субъективны, пусть и с разных сторон.
Создателям фильма удалось показать Чингисхана с непривычной для европейского зрителя стороны - такого, каким его видели друзья и соратники в тот период времени, когда он был ещё только Темуджином, одним из многих сыновей Великой Степи.
Хотя сценарий фильма и основан на данных источников, картина, как не преминули уточнить ее создатели, не претендует на непременную и абсолютную истинность предлагаемой фабулы, потому что основное внимание съемочной группы уделялось тому, чтобы зритель почувствовал подлинный дух степного эпоса, окунулся в жизнь кочевых рыцарей и лучше понял эту культуру, которая оказала огромное влияние на формирование европейской культуры и, в частности, русского народа и государства.