Космология и буддизм
Почему современные школьники не смотрят на звезды – а ведь там видно все.
Говоря о теории Эйнштейна, все представляют все укоряющуюся картинку поезда, который со временем вовсе исчезает из виду. Но это лишь иллюзия. На самом деле это оптический обман. Поезд едет, как едет, но вам показали ускорение кадра. Теория относительности одновременности хромает на обе ноги. Общая и специальная пока на одну ногу, впрочем, не будем уходить в дебри.
Недавно, общаясь с довольно взрослыми людьми, узнал, что они не знают, что такое Эрида, Седна, Хаумеа и Макемаке. Что такое пояс Койпера и облако Оорта, мне пришлось объяснять им довольно долго.
В школах убрали уроки астрономии. Вместо этого ввели маловразумительный предмет «Основы религиозных культур и светской этики». То есть, науку, в которой за десять лет были совершены основополагающие открытия, задвинули, и будут рассказывать детям про боженьку на облачке?
Хорошо хоть, выходят в прокат очень интересные фильмы, вроде «Интерстеллара», «Гравитации». Недавно посмотрел картину о параллельных реальностях, в котором герои рассуждают о квантовой физике, в частности, о коте Шредингера.
Знают ли наши дети хотя бы о теореме Пифагора? Что сперва были Эвклид и Пифагор, потом пришел Лобачевский, и все их изыскания нарушил, потом навалилась гурьбой толпа – Гейзенберг, Хокинг и прочие?
Думают ли дети о том, что, возможно, им придется покорять космос, изучать физику элементарных частиц и астрофизику? Увы, нет. У них отняли эту возможность. И теперь дети утыкаются в экран смартфона, вместо того, чтобы угадывать, где же здесь Венера, или созвездие Большой медведицы.
Старейшие звездные скопления в нашей Галактике образовались около 12 миллиардов лет назад. Солнечной системе – 4.5 миллиардов. Я уже не буду говорить, сколько лет человечеству, это просто ничтожный срок. И здесь мы упираемся в очень интересный стык. Науки и религии. Возможно, некие сущности контролируют нас, иногда вмешиваются, присылая Будду, Христа, Кришну, Мухаммеда, чтобы внести определенные коррективы в наше существование? Может, они действительно обладают возможностью материализовывать сознание и перемещать его?
При этом оставляя на Земле неких аватаров, в виде бохдисатв, эжинов, а других, наоборот забирая, но оставляя о них лишь память?
Как-то спросил у одного ламы – «Ведь у нас на Земле столько грехов, войны, убийства. Почему же людей все больше, ведь по буддизму человеческое перерождение – драгоценно».
Он ответил – «Значит, в каком-то мире все гораздо хуже, вот они и перерождаются у нас».
Сейчас мы стоим на очень важном пороге – осмыслению стыка науки и религии. Будет очень жаль, если наши дети не поймут этого перехода. Так что пусть будет предмет по основам религиозных культур, но астрономию надо вернуть.
В сюжете: БурятияМонголиябуддизмшаманизмастрономия