Буддизм в жизни коммуниста Хо Ши Мина
Буддисты - это политический фактор, которое любое правительство должно учитывать для достижения стабильности?
«Для меня Дядя Хо – бодхисаттва, архат,
потому что он приносил благо всем людям, не заботясь о себе»
Достопочтеннный Тхить Тхиен Чау.
Восприятие вьетнамскими буддистами президента Хо Ши Мина во многом связано с образом бодхисаттвы (вьет. «Bồ-đề-tát-đóa, Bồ Tát») , центральной фигуры буддизма Махаяны (вьет. «Bắc tông, Đại thừa, Phật giáo Đại thừa»). Бодхисаттву отличает стремление жертвовать собой во имя других, сострадание ко всем существам, чистая и беспорочная жизнь. Можно с полной уверенностью сказать, что жизнь и деятельность президента Хо Ши Мина отвечала этим высоким критериям и, значит, слова священнослужителя Тхить Тхиен Чау о Хо Ши Мине вполне оправданны.
До недавнего времени анализу влияния буддизма на жизнь и деятельность Хо Ши Мина уделялось сравнительно мало внимания Однако, в последние годы в СРВ все чаще публикуются материалы, повествующие о роли буддизма в жизни таких государственных деятелей как Хо Ши Мин и Во Нгуен Зяп, о характере взаимоотношения буддийской общины с руководством Партии и Правительства в разные годы вьетнамской истории.
К сожалению, на европейских языках, в т.ч. и на русском, подобные исследования крайне редки, что создает благоприятные условия для тиражирования популярного на Западе мифа о «притеснении вьетнамскими коммунистическими властями католиков, протестантов-монтаньяров и буддистов».
1.«Если хотите свободы - следуйте учению Будды»
Отец Хо Ши Мина, Нгуен Шинь Шак, проявил себя не только как знаток конфуцианской учености, но и как ученый-буддолог и один из деятелей по возрождению вьетнамского буддизма (вьет. «Chấn hưng Phật giáo»), чем и обратил на себя внимание французской оккупационной полиции. В одном из писем Нгуен Шинь Шак призывал: «если хотите свободы- следуйте учению Будды» [2].
Воспитываясь в такой атмосфере, Нгуен Тат Хань (одно из настоящих имен Хо Ши Мина) не мог не воспринять уважительного отношения к буддийскому учению, что может иллюстрироваться следующими примерами из жизни Хо Ши Мина.
Во время пребывания Хо Ши Мина на территории Таиланда, он оказывал содействие в строительстве буддийского храма, побуждая проживающих там вьетнамцев вносить материальный и трудовой вклад в строительство храма. После окончания строительства, как вспоминал настоятель храма Оатфо, Хо Ши Мин часто посещал храм вместе с другими прихожанами.
Как вспоминает Ву Ань, один из деятелей революционного движения, в 1941 году Хо Ши Мин и другие революционеры встречали новый год в деревне Пакбо, расположенной возле вьетнамо-китайской границы, жители селения приходили поздравлять Хо Ши Мина с праздником, а Хо Ши Мин нарисовал образ Будды Шакьямуни[3] .
Позже, оценивая роль исторического Будды, Хо Ши Мин скажет: «Будда пришел в мир для того, чтобы принести людям радость, забыть о себе во имя других..." [4].
2.Молитва на Севере, пламя на Юге
После провозглашения независимости и до самой своей смерти Хо Ши Мин посещал пагоду Куан Су, встречался с представителями буддийского духовенства, заверяя их в том, что социалистическое государство будет гарантировать свободу вероисповедания, также имеются сведения о том, что в распорядке дня Хо Ши Мина находилось время и для медитации (вьет. «ngồi thiền»)[5] .
В то же время, президент Южного Вьетнама Нго Динь Зьем, являясь католиком, проводил курс усиленной христианизации страны и искоренения буддизма. В рамках этого курса предусматривалось введение ряда льгот для вьетнамских католиков, запрет на демонстрацию буддийской символики, стимулирование перехода буддистов в католицизм.
Датой начала т.н. «буддийского кризиса» считают 8 мая 1963 года, когда в г. Хюэ буддисты, в честь празднования дня Весак (один из наиболее значимых буддийских праздников, посвященный дню рождения, просветления и ухода в нирвану Будды Шакьямуни) вышли на демонстрацию под буддийскими флагами, ранее запрещенными режимом Зьема. Правительственные войска открыли огонь, в итоге погибло 9 человек, 14 было ранено. Власти обвиняют в случившемся Вьетконг.
Позднее прошли демонстрации буддийских монахов и несколько публичных самосожжений, самым известным из которых стало самосожжение буддийского монаха Тхить Куан Дыка на перекрестке напротив посольства Камбоджи в Сайгоне.
Отдавая дань уважения подвигу буддийского монаха, президент Хо Ши Мин высказался так: «Сострадание не означает слабости. Чем большую жестокость проявляют США и Зьем, тем решительнее будет сопротивление буддистов. Из огня от тела монаха Тхить Куан Дыка, возгорится пламя, в котором сгорит фашистский режим Зьема и США. Повсюду - на Юге, во всей стране и во всем мире люди восхищаются жертвой монаха Тхить Куан Дыка во имя народа и веры».
Дальнейшая эскалация «буддийского кризиса» привела к уменьшению степени поддержки режима Зьема правительством США и падению режима Нго Динь Зьема . Учитывая роль буддийского движения в свержении режима Зьема, три года спустя в меморандуме ЦРУ указывалось:
«Буддисты - это политический фактор, которое любое правительство должно учитывать для достижения стабильности».
Естественно, что этот фактор США не могли не оставить без внимания, намереваясь привлечь ряд руководителей буддийского движения на свою сторону, однако, как отмечает Корнев: «…буддизм проявил себя чрезвычайно активно и в борьбе с католиком-диктатором Нго Динь Зьемом, и в национально-освободительном движении против американской агрессии» .
Оценивая вклад вьетнамских буддистов в национально-освободительную борьбу, Хо Ши Мин заметил:
«Буддийские монахи и миряне внесли вклад в сопротивление, вместе с другими людьми прилагали усилия для построения сильного и процветающего Севера и объединения страны…
Все буддисты в стране, с Севера- на Юг, пытались воплотить в жизнь поучение Будды: «Принести людям счастье, забыть о себе ради других…» .
Несомненно, в том, что во время тяжелых испытаний для страны вьетнамские буддисты приняли активное участие в национально-освободительной борьбе, есть немалая заслуга президента Хо Ши Мина, установившего партнерские отношения с буддийским духовенством и гарантировавшего подлинную свободу вероисповедания.
3.Хо Ши Мин в сердцах вьетнамских буддистов
Созданная в ноябре 1981 года Вьетнамская Буддийская Сангха оказывает особое почтение личности президента Хо Ши Мина. Так, к 30-ти летнему юбилею ВБС вышел сборник «Президент Хо Ши Мин и буддизм», состоящий из 31 одной статьи, иллюстрирующей отношение Хо Ши Мина к буддизму .
Говоря о президенте Хо Ши Мине, буддийская монахиня Тхить Ны Ньы Чон отметила: «Я заметила, что идеи Хо Ши Мина имеют много общего с идеями буддизма. Они несут в себе силы, способные оказать людям помощь в жизни. Поэтому, являясь монахиней, несмотря на преклонный возраст, я всегда стараюсь делать всё для людей» [11] .
Исследователи выделяют следующие общие моменты в учении Хо Ши Мина и буддизме:
1. Идея жертвования во имя человечества;
2. Идея заботы о людях;
3. Идея простой и безыскусной жизни, лишенной излишеств;
4. Идея отбрасывания эгоизма, вредных привычек, пороков
Память Хо Ши Мина чтут последователи вьетнамского буддизма не только в СРВ, но и за рубежом. Определенная доля вьетнамцев проживающих за рубежом (вьет. «Việt kiều») являются буддистами. Насчитывается порядка 300 храмов вьетнамского буддизма в 30 странах мира. В 2007 году в Харькове открылся вьетнамский буддийский храм, относящийся к школе Чук Лам . А в 2014 году в этом храме была установлена статуя президента Хо Ши Мина.
Можно сказать, что именно Президент Хо Ши Мин заложил фундамент отношений взаимовыгодного сотрудничества между государством и буддийской общиной Вьетнама, благодаря чему буддисты внесли весомый вклад в национально-освободительную борьбу и в настоящее время активно сотрудничают с Партией и Правительством СРВ по таким важным вопросам, как патриотическое воспитание, благотворительность, внесение изменений в
Источник: ЖЖ Глеба Шутова