Тошнота от "квасного" патриотизма
Прибежище для негодяя или от негодяя? Размышления автора и партнера АРД Глеба Шутова после прочтения одной японской новеллы.
При слове "патриотизм" мне, в первую очередь вспомнилась одноименная новелла Юкио Мисимы в которой рассказывается о том, как молодой поручик Синдзи Такэяма оказавшись по сути в безвыходной ситуации: выполнить приказ или предать товарищей, выбрал смерть. Новелла небольшая, читается легко, а еще есть фильм,в котором главную роль сыграл сам писатель. Стоит сказать, что Мисима в возрасте 45 лет повторил судьбу своего персонажа.
Но возникает вполне оправданный вопрос, при чем тут патриотизм? Ведь и Мисима, и его герой руководствовались требованиями "Хагакурэ Бусидо" – книги, в которой сказано: "Я постиг, что Путь Самурая – это смерть. В ситуации "или-или" без колебаний выбирай смерть. Это нетрудно. Исполнись решимости и действуй. Только малодушные оправдывают себя рассуждениями о том, что умереть, не достигнув цели, означает умереть собачьей смертью. Сделать правильный выбор в ситуации "или-или" практически невозможно".
А патриотизм- это что-то иное, любовь к Родине и так далее...
Но правда жизни состоит в том, что человек часто не любит никого, кроме себя, а подлинная любовь, будь то любовь к семье, к стране – это жертва "собой любимым" во имя других, будь то товарищи, поднявшие бунт, как было в случае с поручиком из новеллы или жертвования своими личными благами ради процветания страны. И вот тут слова самурайской мудрости интересным образом встречаются с евангельским: "нет большей любви, чем положить живот свой за други своя".
Наверное, патриотизм – это всегда преодоления назойливого "я, моё, мне, для меня", тут и проходит водораздел между подлинным и показным патриотизмом. Показной, он же квасной патриотизм всегда завязан на "я, моё, мне" – "моя страна самая лучшая, следовательно – и я намного лучше, чем те, кому не посчастливилось родиться в моей стране, представителем моего народа и последователем моей религии". Подлинный же патриотизм – это не самоутверждение за счет других, а жертва – пусть даже это просто отказ уезжать из родной страны, хотя за границей сулят "молочные реки и кисельные берега".
Второе, что пришло на ум – это известное высказывание о патриотизме как последнем прибежище негодяя. Авторство этой фразы приписывают английскому поэту Джонсону, однако эту фразу Джонсон произнес как раз о ложных "патриотах", прикрывающих свои интересы патриотизмом. Всё тот же Джонсон давал такое определение патриоту: "Патриот тот, чье публичное поведение определяется одним мотивом — любовью к своей стране, тот, кто, как представитель в парламенте, не имеет ни личных надежд, ни страха, ни доброжелательства, ни обиды, но направляет это исключительно на общий интерес».
Мы снова видим, что и для Джонсона, как и для Мисимы, патриотизм – это перешагивание через заборчик личных интересов в пользу общих интересов.
Возможно, поэтому патриотизм представляет шанс и для негодяя, ведь негодяем человек, в большинстве своем, становится тогда, когда ради "я, моё, мне" он готов идти на любые меры, не взирая на интересы других. Патриотизм же, если он подлинный, может исцелять человека от такой зацикленности на себе. Может, патриотизм – это действительно то средство, к которому мы можем прибегнуть, излечиваясь от диктата того негодяя "я, моё, мне" живущего в каждом из нас?
Источник: ЖЖ Глеба Шутова
В сюжете: патриотизмРоссияЯпониякваслжепатриотизм