Как Сагаалган в нашу деревню пришел
Воспоминания автора АРД Евгения Хамаганова о том, как Белый Месяц стали справлять на его малой родине.
Насколько я в курсе, у нас, в Обусе, селе в Осинском районе Иркутской области, и до революции не особо праздновали Сагаалган. По крайней мере, записей у историков-краеведов, того же Матвея Хангалова, на этот счет не было. Основными праздниками считались родовые молебствия – тайлганы. После революции, естественно, и про них забыли. В советское время мы считались некими «оторванцами» - у нас была национальная школа, но учились мы по ветхим, задрипанным учебникам, присланным из Бурятии еще в 70-х годах, естественно, на хоринском диалекте, который толком никто не понимал. На улице то мы общались немного на другом, если сказать – на совершенно другом языке, состоящем из дикой смеси русского и родного.
В школе на уроках пения разучивали куплеты про дедушку, который Ленина видел, в танцевальном кружке выкидывали коленца под летку-еньку или калинку-малинку.
Только в конце 80-х коллектив учителей получил «бурятское обмундирование», чтобы выступать на районном смотре. Были это типовые островерхие шапки, рубахи с хори-бурятской вышивкой. Понятно, что костюм бурята-булагата совершенно другой. Но тогда на это никто не обращал внимания – образ типичного бурята был уже канонизирован благодаря Хоце Намсараеву – островерхая шапка и «энгэр» на груди. Но хотя бы так…Хотя бы началось какое-то движение.
В начале 90-х стали приходить вести из Бурятии. Тогда многие выписывали газеты из республики, жадно вчитываясь в новости, которым было уже две-три недели, пока дойдет почта. Окружная газета тоже стала более свободной, стали появляться различные мнения, в том числе, о возможном воссоединении с Бурятией. Мы, дети, особо не обращали на это внимания, но скоро и нас это коснулось.
В школе начались перемены. Наш директор Виктор Мантыков (ныне глава Осинского района) стал понемногу расширять национальную тему. Стали появляться бурятские кружки, сам директор порой читал лекции, привозил видных историков из Улан-Удэ.
Где-то в середине 90-х мы постепенно стали узнавать о Сагаалгане. Да, в Бурятии он уже официально отмечался несколько лет, но для нашего далекого села это было что-то новое.
Стали появляться в семьях какие-то наспех сделанные календарики с обозначениями годов (с тем самым пресловутым созвездием мэшэн), люди стали спрашивать друг друга – Ши ямар жэлэйш?
Не помню когда, но где-то в середине 90-х в школе прошел первый Сагаалган. Это было бурятское представление, которое исполнили сами же школьники, разумеется, под чутким руководством. Сагаалган для нас был чем-то формальным, ну, очередной праздник взрослые захотели. Уже позже пришло понимание, что этим введением Сагаалгана, который школа теперь отмечает каждый год концертами, прививалась сопричастность к чему-то большому, родному, бурятскому. Что мы не маленькое село, оторванное от пуповины, а часть цельного, единого народа.