Музыка, зовущая к молитве и прощению
Рассказывая о театральных и музыкальных событиях Улан-Удэ я часто ссылаюсь и даже цитирую своих коллег. Вот и на этот раз я вновь должна повторить написанное до меня. Да, «культурная жизнь нашего города настолько интересна и насыщена, что постоянно приходится выбирать».
Благодаря Бурятской филармонии наш город стал настоящей культурной ойкуменой. Спиваков, Уткин, Башмет, Джиоева…имена, имена, имена. Однажды я даже поделилась, что каждый раз проходя мимо филармонии, не знаю, что делать, то ли целовать афиши, то ли кланяться в пояс людям, благодаря которым мы получаем эту удивительную возможность – слышать и видеть великое искусство. Да, и видеть тоже.
Помню, как огорчалась я, что не попала на музыкально-поэтический вечер «Настоящую нежность не спутаешь», посвящённый 125-летию со дня рождения поэтессы Анны Ахматовой.
Затем опять без меня в филармонии прошёл показ шедевра мирового кинематографа – фильм Чарли Чаплина «Огни большого города». Фильм был озвучен вживую одним из лучших струнных квартетов Москвы «ARTNOVI», специально для этого проекта, объединившегося с музыкантами электронной группы «TWINS Piano Duo».
Сегодня я вновь сожалею, что пропустила концерты групп «Айархаан» и «Хартыга». Но те, кто услышал и увидел, забудут об этом нескоро. Да и забудут ли? Большое и красивое искусство не забывается. А вот в том, что я вынуждена что-то пропускать, ничего удивительного нет.
Последние два года нас постоянно заставляет говорить о себе Бурятский театр драмы, удивляющий горожан всё новыми и новыми премьерами. Не успели мы ещё полностью осознать и оценить спектакли, выросшие из театральной лаборатории Олега Лоевского, как появилась новая тема для обсуждений – спектакли Олега Юмова. Кто-то безоговорочно принял «именно такое прочтение» философской повести Хемингуэя «Старик и море», а кому-то ближе оказался «Манкурт» - история-притча впервые рассказанная Чингизом Айтматовым в его романе «И дольше века длится день». Затем на нас волной восторга, удивления и обожания нахлынул Второй Фестиваль «Алтан Сэргэ».
Большинство, из тех, кому посчастливилось попасть, впитывали в себя, как высохшая земля живительную влагу дождя, наполняющего и пробуждающего – каждое слово, каждую эмоцию вахтанговцев. Даже шелест одежды, даже поворот головы.
Пусть кто-то чего-то не понял и, возможно, считал иллюзии и аллюзии Мастера, как предметы, а не как образы. Но разве это главное? Искусство пробуждает сначала чувства, а потом уже мысль. Так что люди поймут. Уже поняли. Да и Олег Семёнович Лоевский однажды сказал: «Искусство не нужно понимать, его нужно чувствовать».
Но не только вахтанговцами запомнился фестиваль «Алтан Сэргэ». Счастливцы из счастливцев были допущены на показы лабораторных спектаклей. Лично мне удалось посмотреть спектакль «Ромео и Джульетта», поставленный молодым режиссёром Сойжин Жамбаловой, по известной всем ещё со школы трагедии Шекспира. Вот только решение спектакля у режиссёра было, если не абсолютно новым, то, безусловно, обращающим на себя внимание, потому как присутствовала своя авторская интерпретация. И поэтому я с большим нетерпением жду новой премьеры в Бурятском театре драмы, как и спектакля «Фронтовичка» в ГРДТ им. Н.А. Бестужева.
Но сегодня я хочу рассказать о концерте, который прошёл в нашем городе без широкого освещения в СМИ. Да и я, признаюсь честно, возможно, про него так бы и не написала, (не обо всём, что я вижу, к сожалению, мне удаётся написать), если бы не повод…Страшный повод, заставивший меня пережить те же эмоции, что и двадцать лет назад…
Первое желание было – уехать. Уехать, раз и навсегда туда, где людей не убивают. Потом я стала читать, что пишут, и поняла, уехать не получится. Люди ненавидят и убивают так же, как и любят и прощают, по всей земле. И только от человека зависит, какой путь он изберёт.
Вот тогда я и вспомнила о словах Ольги Жигмитовой, сказанных мне после Концерта старинной духовной музыки в театре оперы и балета имени Гомбо Цыдынжапова.
«Сегодня нам всем нужно искренне молиться, прославляя Бога и прославляя Свет. Молиться за нашу Планету, которая так нуждается в светлых мыслях множества людей и так нуждается в их настоящей любви и настоящем сострадании».
Концерт, который мне вспомнился, состоялся месяц назад – 28 января. Возник он не запланировано и многие задавались вопросами «Зачем?», «С какой целью?» и «Кому это нужно?».
Как выяснилось, первоначально это было нужно Валерию Волчанецкому, который услышав в исполнении Ольги Жигмитовой и хора театра знаменитый хорал Павла Чеснокова «Да исправится молитва моя», загорелся идеей реализовать свою давнюю мечту – показать улан-удэнцам красоту музыки и поэзии кантаты Джованни Баттиста Перголези «Stabat Mater» («Стояла Матерь») и не меньшую красоту древнего христианского богослужебного гимна «Gloria in Excelsis Deo» («Слава в вышних Богу») Антонио Вивальди.
Можно как угодно относиться к Валерию Волчанецкому, но здесь ему возразить нечего. Музыка Перголези удивительно искренняя, гениально простая, и невероятно красивая. Общий характер сочинения отличается камерностью, трогательностью и проникновенной лирикой. Удивительна и красива и история появления кантаты.
Существует легенда, что источником вдохновения для композитора послужила личная драма. Его любимая девушка, на брак с которой её знатные родители не дали согласия, ушла в монастырь и вскоре умерла. Создавая музыку, автор смотрел на изображение Мадонны, которое было, каким-то невероятным образом, похоже на его умершую возлюбленную, и за сочинением этой своей лебединой песни умер сам.
Так это или нет, сейчас доказать или опровергнуть сложно. Удивительно другое, что сам текст поэмы, который до Перголези был неоднократно положен на музыку самыми известными и знаменитыми композиторами включая Боккерини, Гайдана, Шуберта и Листа, также был написан вследствие потрясения от личной утраты. Его автор Якопоне да Тодди, скорбя о смерти своей горячо любимой молодой жены, переосмысливает свою жизнь и удаляется от мира. Впоследствии монах-францисканец, один из образованнейших людей своего времени, в своих произведениях он неоднократно обращается к образу Девы Марии. Но наибольшую известность ему принесла поэма «Stabat Mater dolorosa», повествующая о горе Матери, оплакивающей смерть Сына, написанная уже перед смертью…
Возможно, именно эта светлая скорбь двух людей и стала причиной того, что в мир пришла прекрасная музыка. Шокирующее новая для своего времени - XVIII века, сегодня музыка «Stabat Mater» Перголези, в которой нет траура, а есть свет, в которой нет места трагедии и смерти, а есть возвышенная печаль и память о прекрасных созданиях, безвременно покинувших мир, очень понятна и востребована. Неудивительно, что пришедшие вечером 28 января в оперный театр люди, в антракте не потянулись вереницей в буфет, а в основном остались в зале, переживая и осмысливая услышанное. И если кто-то из них в душе плакал, то это были слёзы очищения, света, добра и смирения...
Не менее интересным было второе отделение концерта. Прозвучавший Гимн «Gloria in Excelsis Deo» Антонио Вивальди для солистов, хора и оркестра, входящий в состав католической мессы, был исполнен впервые. И для многих, знающих Вивальди в основном по его знаменитым концертам «Времена года», стало открытием, что известный композитор, скрипач, педагог и дирижёр, был одновременно и католическим священником, автором церковных композиций, прекрасных, но редко исполняемых в России. Ещё одной неожиданностью стало то, что дирижер Волчанецкий сел за клавесин.
Удивительно красивым и торжественным было оформление сцены для концерта, ни одной фальшивой линии, ни одной лишней детали. Хор и оркестр вместе на сцене, строгость костюмов и одухотворённая сосредоточенность лиц. Проникновенное художественное вступление, раскрывающее историю создания произведений, озвученное режиссёром Верой Васильевой. И, конечно, великолепное исполнение сольных партий народной артисткой Бурятии Мариной Коробенковой и заслуженной артисткой Бурятии Ольгой Жигмитовой.
Сложно сравнить, исполнение, какого произведения было более воздействующим на слушателей. Например, во время исполнения 8 и 9 номеров - лирического центра «Gloria», раскрывающего тему страданий Христа, музыка была наполнена такой глубокой скорбью и такой страстной мольбой о пощаде, что возникало состояние предчувствия близкой и неотвратимой смерти, которое тут же сменялось в 10 части торжеством справедливости, что возвращало надежду и создавало ощущение невесомости и хрупкости, но бесконечности мира. Это состояние усиливалось во время грандиозной двойной фуги финала.
Да, конечно, можно сколько угодно сравнивать исполнение великой музыки несовершенным бурятским оркестром с исполнением её же знаменитым Венским симфоническим… Но я видела людей, которые по окончании концерта, вновь остались на своих местах, а не ринулись в гардероб, что является характерной особенностью наших провинциальных театров.
Только на этот раз люди не остались сидеть в креслах осмысливая. Они стоя аплодировали великой музыке и людям, которые в течение одного вечера их вознесли и возвысили. На выходе из театра я встретилась с Натальей Леонидовной Ринчиновой, народной артисткой Бурятии, заслуженным работником культуры, знающем, на мой взгляд, о музыке всё, и которую чем-нибудь удивить сложно. На мой вопрос о впечатлениях, она ответила только одним словом: «Хорошо!». И это было признанием. Да, такие концерты нужны. И нужны они не только дирижеру Валерию Волчанецкому, не только солистам, не только хору и оркестру, не только театру, они прежде всего нужны всем нам.
Вчера и сегодня читая комментарии людей на смерть не самого простого человека, но человека! - Бориса Немцова, наполненные взаимными обвинениями, непримиримым противостоянием и, в общем-то, абсолютным, даже не скрывающимся за громкими словами, равнодушием к чужой смерти, я вновь это почувствовала. Нам всем нужно остановиться, задуматься и понять, что зло только в нас самих, «а под крыльями Ангелов душа очищается». И нам всем нужно не ходить маршами и колоннами, а молиться.
Не в злобе и вражде искать справедливости, а в том великом, что оставили нам в наследство наши предшественники. Нам нужно созидать, а не разрушать мир. Это хорошо понимает певица Ольга Жигмитова, в исполнении которой песня «Спасибо Богу за всё» возглавила хит-парад украинского радио «СоТворец». Это хорошо понимает режиссёр Римас Туминас, заставляющий мир стоя аплодировать не только вахтанговцам – России. И я искренне верю, что однажды наступит день, когда это поймёт каждый.
Фото: Фото из личного архива Ольги Жигмитовой
В сюжете: музыкатеатртеатры в Бурятиибурятский театр драмыбурятская филармонияОльга ЖигмитоваБорис НемцоввераБог