Калмыки Испании призывают искать страну обетованную
Автор АРД Саглара Харцхаева, президент калмыцкого землячества Испании «Бумбин Орн» рассказала о том, как в Мадриде отпраздновали Цаган сар. И ещё раз о том, что маленький, но великий калмыцкий народ, как истинные кочевники, по-прежнему помнит о своей миссии даже вдали от родины.
Партнер АРД и автор блога AltnZam.com Саглара Харцхаева – председатель калмыцкого землячества Испании “Бумбин Орн”.
Наверное, время сейчас такое, когда у людей просыпается самосознание, а отсюда и желание идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране. Слишком долго мы все жили одним общим, безличным «мы», когда каждый из нас не имел ни своих желаний, ни своего мнения, все заключалось в одном большом «мы»: «мы построим, мы достигнем».
Поэтому в сегодняшнем человеке просто назрела необходимость самоидентифицироваться. И признание своих настоящих корней – это первый шаг на пути духовного роста человека, который переводит его на новый виток развития.
Одна из целей создания калмыцкого землячества Испании и Португалии – это, конечно же, сплочение наших земляков-калмыков, проживающих в этих странах для того, чтобы не отрывались, не забывали своих корней. Ибо человек без корней подобен листику, упавшему с дерева. Чтобы напомнить, да что напомнить!
Признаюсь честно, я сама только недавно начала открывать такие неожиданные факты из истории нашего народа, что мне стало невозможным продолжать игнорировать свое происхождение.
Просто удивительно, как такой относительно малый по численности народ мог так повлиять на те нации, с которыми ему довелось сосуществовать. В принципе, я всегда гордилась тем, что я калмычка, а сейчас у меня появились ещё и веские на то основания.
Но перечислять все основания – это слишком долго и они не уложатся в рамки статьи, поэтому пока что ограничусь рассказом о том, как прошла наша встреча-празднование национального калмыцкого праздника Цаган Сар (Белый Месяц) в зале Российского Центра Науки и Культуры в Мадриде.
Республика Калмыкия – одна из граней многонациональной России, которую с каждым разом открывает для себя все бОльшее количество людей. Калмыки ведут свое начало из Монголии. И за более чем 400 лет в составе России смогли сохранить свою идентичность, культуру, язык и религию. В чем же сила этого небольшого народа?
Калмыцкий праздник весны Цаган Сар – Белый Месяц – совпадает с китайским празднованием Нового Года. А все потому что, китайцы, монголы и наши предки-калмыки пользовались именно лунным календарем. И даже исчисление возраста у калмыков начиналось не с появления ребенка на свет, а со времени его зачатия. То есть к обычному возрасту добавлялся один год, это год, который ребенок жил и развивался в утробе матери.
Вообще, конечно, история калмыков очень интересная и самобытная. Начать с того, что до конца 16-го, начала 17-го века калмыков на земле не существовало, то есть мы существовали, но под другим именем – ойраты. Ойраты жили на западе Монголии, где вели кочевой образ жизни, разводили скот, охотились и в составе войска Чингисхана участвовали в многочисленных сражениях. Чингисхан очень ценил ойратов за их храбрость, верность, ум и бесстрашие. Другое имя, под которым известны ойраты – это "зюнгар" - левая рука, левое крыло монгольского войска.
"Калмыками" нас стали называть татары в конце 16 века, когда в своих набегах на наши кочующие племена пытались насадить нам мусульманскую веру. Но ойраты уже имели свою веру – тенгрианство (который позже перешла в буддизм), и наша вера была настолько крепкой, что никакие "уговоры" не смогли её сломить. Тогда в отчаянии татары "махнули на нас рукой" и назвали "qalmaq" - "оставшийся".
Позже в переписке между русскими царями и калмыцкими ханами как-то само собой закрепилось это название, вот так мы и стали калмыками и до сих пор наша религия – буддизм. А его приняли с легкостью, потому что он очень сильно перекликается с темой свободы, в нем нет прочной привязки к одному единственному богу. У нас бог – это Небо, а Небо – это свобода. Основной постулат буддизма – это тоже свобода, и в первую очередь, свобода от привязанностей.
А в 1862 году была построена первая постоянная, некочевая, землянка на месте, которое кочевники-калмыки прозвали "песчаным" за то, что один из склонов балки был полностью песчаным. Этот год считается годом основания нашей столицы – Элисты. (Элст - по-калмыцки "песчаный"). В этом году наша столица отмечает свой 150-летний юбилей. И этому событию мы посвятили исполнение песни Аркадия Манджиева "Элиста", уже ставшей негласным гимном города.
Рассказали мы и про черный этап современной истории нашего народа – о сталинской ссылке, где весь народ был сослан прочь со своей уже ставшей родной, земли, республика была расформирована, а город Элиста, столица – была переименован в город Степной. Только в 1956 году калмыкам разрешили вернуться на родину – в Калмыкию. Радости наших предков не было предела.
Один из факторов, который помог выстоять нашим предкам на чужбине – был наш народный эпос Джангар, считающийся жемчужиной народного творчества и внесенный в сокровищницу мировой литературы, как памятник устному народному творчеству.
Темными, долгими ночами, когда усталые калмыки приходили с работы в места своего проживания (которые трудно было назвать "домом", ибо их "дома" остались в Калмыкии), они пели песни эпоса, рисующие прекрасные картины чудесной страны Бумбин Орн, где нет зимы, где царят весна, веселье и вечная молодость. А славные подвиги богатырей наполняли их энергией и вселяли веру и силу.
Конечно же, мы не могли оставить испанцев без их любимой темы: еда. Калмыцкая кухня кочевников не отличалась большим разнообразием, поэтому мы рассказали об одном блюде, которое стоит ста: кюр. Это отделенное от костей мясо, набитое в тщательно промытый желудок и тушеное в вырытой в земле ямке.
Так как рассказ о кухне происходил уже ближе к концу нашей встречи, то мы не стали томить наших гостей и по окончании концерта пригласили всех отведать наших национальных борцоков (жареное тесто, что-то вроде хвороста) и знаменитого калмыцкого чая с молоком, солью, сливочным маслом. :)
Мнения о вкусе чая разделились. Кто-то, не ожидая этого вкуса, очень сильно удивился, обнаружив у себя во рту не сладкую жидкость, а солоноватый напиток странного вкуса. Кому-то понравилась необычность и сытность чая. :)
Конечно же, рассказывать о том, что мы сделали – это одно дело. Но увидеть танцы наших земляков-энтузиастов, специально для этого приехавших в Мадрид из Барселоны – это дело совершенно другое. Яркие национальные костюмы, необычная музыка, танцы и песня были изюминками всего представления. И с этих страниц мне хочется сказать им "большое спасибо" за их желание продолжать поддерживать наши традиции. За энтузиазм и любовь к нашему маленькому, но великому калмыцкому народу.
Кроме того, мне хотелось бы выразить большую благодарность нашим друзьям: Владу и Хорхе, которые тоже выступили энтузиастами и согласились украсить наш концерт игрой на необычных для многих музыкальных инструментах, среди которых был и бурятско-калмыцкий инструмент: морин-хур.
Айсе – нашей ведущей, которая героически прочитала все большие тексты на испанском языке, которые я написала. :) За её вкуснейшие борцоки. Диме и Ивану, за не менее важную техническую поддержку: музыку, свет, смену картинок и видео.
Российскому центру Науки и Культуры в лице Екатерины Ворониной, Виктории, Эдуарда Анатольевича Соколова – директора центра.
И, конечно же, всем нашим друзьям, пришедшим нас поздравить и поддержать. Всем нашим благодарным испанским зрителям, заинтересовавшимся информацией о нашем народе и пришедшим на наше представление.
И спасибо Вечному Синему Небу за то, что сделало возможным организовать все это и в рамках культурного обмена рассказать ещё немного о нашем народе – калмыках, которые несмотря на свою малочисленность, имеют ещё много чего поведать миру.
Ведь калмыцкое мировоззрение кочевников, всю жизнь живущих в ритме с природой, в сплаве с буддийской философией дает правильное понимание для гармоничного взаимодействия с окружающим нас миром. А это как раз то, что сейчас нужно современному обществу, именно тут и кроется ответ на вопрос «что же делает калмыков такими сильными».
Ведь и название «Бумбин Орн» выбрано для землячества не просто как дань привычке, у нас оно имеет свое скрытое послание: «Процветающая страна Бумбин Орн, о которой мечтали наши предки-кочевники, находится не в каком-то географическом месте нашей планеты Земля. Страна Бумбин Орн находится в душе у каждого человека». И эту страну мы будем стараться найти вне зависимости от нашего географического места проживания.
И мы, калмыки Испании, призываем всех людей искать свою страну обетованную у себя в душе, любить себя и приносить пользу миру.
Фото: Фото автора
В сюжете: калмыкикалмыцкое землячествокалмыки в ИспанииЦаган сарБелый месяцвесна