Главная роль её жизни
К Международному Дню Театра – признание автора АРД Саглары Харцхаевой в любви калмыцкой актрисе Нине Баденовой, вернувшейся из сибирской ссылки чтобы дарить себя зрителю и своей большой семье.
Все началось в далеком 1931 году. Родители привезли маленькую Нину на ярмарку в соседний город Астрахань. Там, среди бесконечных рядов торговцев всевозможными товарами, выступала проезжая труппа актеров. Совсем другой мир, мир созданный актерами, предстал перед глазами очарованной девочки. С тех пор в её душе зародилась мечта: стать актрисой.
Мечты сбываются. Через несколько лет после того ярмарочного спектакля в Элисту из Москвы приехала комиссия ГИТИСа набирать студентов на первый курс только что открывшейся национальной студии. Отбор Нина с успехом прошла. И вот она среди других счастливцев – студентка первого курса.
Яркая, красивая девушка сразу привлекла внимание профессоров не только необычной внешностью, но и своим бесспорным талантом преображения на сцене. И потому никто не возражал, когда по окончании учебы, главную роль выпускной постановки спектакля “Благочестивая Марта” дали именно ей. Это был первый в её жизни выход на настоящую, не учебную, сцену.
Спектакль был признан лучшим среди всех национальных студий института выпуска 1941 года. Нина и её однокурсники были приглашены выступить на сцене ВТО (Всесоюзное театральное общество).
По окончании института Нина стала работать в калмыцком драматическом театре. Массовая ссылка калмыков 1943 года прервала её карьеру. Оказавшись на чужой земле, Нина была вынуждена работать на «чужой» работе. Но в душе она знала, что все это временно. Как только пройдут эти трудности, она вновь вернется к своей любимой сцене. Так и случилось. В 1957 году, вернувшись в родную Калмыкию, она, не раздумывая, вновь пошла работать в театр.
Как оказалось позже, нет худа без добра: богатый жизненный опыт, полученный вдали от родины, сослужил немалую службу на её творческом пути. Каждый раз, получая новую роль, она думала об образе как о реальном человеке. На сцене же оставалось только жить жизнью этого человека.
Точное число персонажей, которые создала Нина Петровна за годы её сценической жизни, затрудняется назвать даже она сама. Когда я спросила Нину Петровну, какая роль была её самой любимой, она, не задумываясь, ответила: “Ты что, любимых ролей не бывает. Игра только тогда получается хорошо, когда она идет изнутри, от души. А когда они все идут от души, то и любишь их всех. Это все равно, что спросить мать, кого из своих детей она любит больше всех. Для матери все её дети любимы".
Такие разные роли, и каждый раз её перевоплощение было таким безупречным, что зритель на время совершенно забывал о том, что находится в театре, о сцене, о прожекторах, заменяющих солнце. Волшебством своего таланта она делала зрителя участником событий, заставляла его влюбляться вместе со своими героинями, страдать или строить интриги.
Самые яркие годы творческой биографии Нины Петровны начались после возвращения из сибирской ссылки. За годы работы в театре она сыграла более 100 ролей, создала запоминающиеся образы классического и современного репертуара. Это Агда в пьесе Б.Басангова «Запоздалый богач», Буував а «Случае, достойном удивления» того же автора, Валя в «Иркутской истории» А.Арбузова, Лидия в «Бешеных деньгах» А.Островского, Любовь Яровая в спектакле по одноименной пьесе К.Тренева, Танкабике в постановке «В ночь лунного затмения» по пьесе М.Карима и много, много других...
Кроме основной работы в театре Нина Петровна занималась активной общественной деятельностью. В 1959 г. по ее инициативе было создано Калмыцкое отделение Всесоюзного театрального общества (ВТО), впоследствии переименованного в Союз театральных деятелей (СТД), Нина Петровна была первым председателем ВТО. Дважды она избиралась депутатом Элистинского городского Совета.
Награждена Почетными грамотами Верховного Совета КАССР, Бурятской, Тувинской АССР, кроме медалей за доблестный труд во время войны – медалями «Ветеран труда», «Мать героиня» (Нина Петровна мать пятерых детей и бабушка девяти внуков).
Накануне своего 90-летия по итогам республиканского конкурса «Улан зала» Нина Петровна Баденова признана победительницей в номинации «Сойлнг зоор» (культурное достояние).
А что же закулисная жизнь актрисы?
И здесь она преуспела. Её гостеприимный дом всегда был полной чашей, где до сих пор любит собираться вся её большая семья. Несмотря на то, что ей пришлось много гастролировать вдали от дома, она – хорошая хозяйка, и очень вкусно готовит, а её борцоки в свое время пользовались громкой славой среди всех работников драмтеатра.
Она – хорошая мать и замечательная бабушка. А о том, как сильно любил её ныне покойный муж – всеми уважаемый и почитаемый Монгол Солганчиевич Харцхаев – до сих пор ходят легенды, он буквально «носил её на руках».
Стоит ли удивляться, что все у неё получается так хорошо, ведь по жизни ею движет любовь: любовь ко всему, что она делает. Любовь ко всем, кто её окружает. Любовь к самой жизни. Только любя жизнь, можно прожить её полно и богато.
Люблю тебя, бабулечка. И поздравляя тебя с международным Днём Театра, желаю тебе здоровья и ещё много лет наслаждаться ролью уважаемого и любимого человека, которую ты выбрала в этой жизни.
Фото: Фото автора
В сюжете: театртеатр в КалмыкииактрисасемьяКалмыкияактеры Калмыкиикалмыки в Сибирикалмыцкий драматический театр