Местному самоуправлению в Бурятии – конец?
Администрация главы республики продавливает закон, по которому все главы сельских поселений и мэры районов будут избираться опосредованно.
Получается, что глава самого мало-мальского сельского поселения, имеющего такой статус (а в него может включаться еще несколько деревень), будет избираться не волей избирателей, а решением депутатов этого поселения. А может, и по другому. Далее, депутаты районного совета избирают главу района, и тот уже назначает глав сельских поселений.
Либо идет конструкция, по которой, назначается уже сам глава района главой республики? Даже я, будучи юристом, который защищался по конституционному праву, ничего не понял в предлагаемой структуре местного самоуправления, которую продвигает администрация правительства во главе с Петром Носковым.
Предположим несколько моделей структуры местного самоуправления в Бурятии:
- Депутатов районного собрания избирает народ, на основе прямых выборов. Затем депутаты избирают главу района, и на конкурсной основе – главу районной администрации.
- Депутатов сельских поселений избирает народ, затем они избирают главу сельского поселения, и на конкурсной основе – главу сельской администрации.
- Депутаты районного собрания принимают кандидатуру, которую им назначил Глава Бурятии.
- Депутаты сельского поселения принимают кандидатуру, которую им назначил глава района, по согласованию с главой Бурятии.
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. (Конституция РФ, глава 8).
Минрегион констатирует проблему: закрепление за органами МСУ «полномочий или несвойственных им, или одних и тех же за муниципальными районами и поселениями», а также использование при определении сути этих полномочий расплывчатых формулировок вроде «организация деятельности», «участие», «создание условий», «содействие», пишет «МК».
Я много раз общался с главами муниципальных образований. Все в один голос говорят – полномочий по 131 закону выделили много, но они обернулись обязанностями. Чуть что – только два слова. Денег. Нет. Или – Уголовное дело. Не выделяются средства. Или средств недостаточно.
Мне в свое время пришлось проездить много сел в Бурятии, в Усть-Ордынском округе, везде главы поселений сталкиваются с одними и теми же проблемами – ответственности выше крыши, полномочия дали, а денег. Нет. Заасфальтировать дорогу, поставить забор, чтобы коровы не заходили и не гадили, отремонтировать водоколонку, поставить остановку…Но все-таки выходят как-то из ситуации, находят средства, даже из личных источников.
Фото: pribaikal.ru
В сюжете: БурятиябурятыНаговицынНародный Хурал