«Культурный винегрет» как фундаментальный тормоз развития Бурятии
Многовековая традиция совместной жизнедеятельности двух культур (русской и монгольской) сформировавшаяся в Бурятии – очень нужна России.
Многовековая традиция совместной жизнедеятельности двух культур (русской и монгольской) сформировавшаяся в Бурятии – очень нужна России. Но, видимо, власти этого не понимают.
Презентованный на днях в Московском Доме Национальностей фильм “Хорло”, снятый по сценарию Алексея Тенчоя, вышел в свет благодаря поддержке Министерства культуры Чувашской республики. И, как сообщал “Байкал-Дейли”, «по сценарию чувствуется, что это бурятская история: сцены перед буддийским алтарем и с ламой, проводящим обряд. Обращение главной героини к духу предков. Родовое дерево. Имена героев тоже бурятские. Актеры же – русские, татары, казахи, чуваши. Пейзажи средней полосы России».
Но всё говорит о том, что автор создавал фильм не “благодаря”, а “вопреки”. Фильм-размышление получился интересным и необычным. И главное – формат создания картины стал полным отражением нашей действительности. Он как раз олицетворяет наш сумбурный вариант культуры.Автор при создании фильма искал помощь в других инстанциях, потому что понимает, что тут в Бурятии надеяться на помощь от властей бесполезно.
Получается, у Бурятии отсутствует не только концепция развития культуры, но и даже её понимание. На мой взгляд, бурятскую культуру делают отдельные личности: Дандар Бадлуев, Солбон Лыгденов, Алексей Тенчой и другие – они практически сами, на голом энтузиазме, продвигают наши ценности. Если бы таких людей не было у народа, то и нас, в широком смысле слова, здесь не было.
Культура, как мы знаем, создаёт образ мыслей, соответственно, и образ действий. Культура – это не знание произведений искусства и не умение держать спину во время бала. Культура есть система ценностей и приоритетов, которые определяют повседневное поведение человека. У каждого народа свои обычаи и нравы, которые и определяют словом “культура”.
Сегодня ситуация выглядит так, что буряты, возможно, поняли свою причастность к монгольской культуре, но сами не понимают – что это значит и с чем её едят. И это неосознанно вызывает у многих дискомфорт. Ведь одно дело – хотеть перемен, и совсем другое – делать перемены, развиваться. А развиваться и находить себя в этом мире нужно.
Пока у Минкульта будет сохраняться полный сумбур в политике – в глазах власти театр “Байкал” будет выглядеть художественной самодеятельностью, а на ежегодный фестиваль “Голос кочевников” будут приглашаться польские, питерские и даже рок-группы с Ямайки, т.е. все кроме монгольских групп, включая Внутреннюю Монголию – будет у нас как в знаменитой реплике “хотели, как лучше, а получилось, как всегда”.
При той ситуации, что складывается сейчас, Бурятия никогда не станет “Восточными воротами России” или ещё чем-то, что декларируют наши руководители.
К счастью, теперь бурятское общество, наконец-то, начало осознавать само себя. Главное – не остановиться, потому что это «принцип велосипедиста»: если ты не крутишь педали – ты падаешь.
Если в Бурятии по-настоящему начнёт развиваться буряад-монгольская культура, то все от этого выиграют. В первую очередь – государство. Ведь с развитием культуры здесь будут созданы идеальные условия для настоящей “Восточной столицы России”. Культура является фундаментом для развития в том числе, и экономики. В идеале – в будущем все крупные сделки, совершаемые российскими предпринимателями с азиатскими компаниями и не только, будут проходить через Бурятию.
Генетически буряад-монголы лучше понимают и чувствуют ментальность азиатских народов. Многовековая традиция совместной жизнедеятельности двух культур (русской и монгольской) сформировавшаяся в Бурятии – очень нужна России. Именно в этом историческом промежутке.
К сожалению, никого из бурятских руководителей это не волнует. А волнуют совсем другие – более «близкие к телу» вещи…