Альберт на "Наадан-2015" или нарушение ментального кода
В Бурятию, на бурят- монгольский праздник "Наадан - 2015" приедет специальный гость по имени Альберт. Как этот гость соотносится с одним из самых почитаемых летних праздников бурят-монгольского народа, лично мне – не ясно...
По аналогии мы поступаем так же с нашей культурой. Почему так происходит? Ведь есть же много достойных людей, которых нужно обязательно приглашать на свой праздник. Например, можно было позвать знаменитого на весь мир калмыка Каруева Владимира Оконовича. Весь мир считает за честь пригласить его, а мы – нет! Уверен, он бы с удовольствием приехал и был бы очень рад приглашению.
В Бурятии под словом “культура” снова понимается проведение какого-то шоу и не более. И ощущается полное непонимание смысла этой очень важной составляющей народа.
Это то, что французкий социологог Алексис де Токвиль определял словом “нравы”. Он писал, что Конституция не может быть действенной, если ей сопротивляются нравы населения. Этому есть пример.
Профессор Лоуренс Харрисон двадцать лет пытался постичь причины медленного экономического и политического развития стран Латинской Америки и сделал вывод, что темпы зависят от культуры - т.е. логически связанной системы ценностей, установок и институтов, влияющих на все аспекты поведения - личного и коллективного. Культура - это этический код, ментальность или национальная особенность. Это нужно развивать, а не подавлять.
Харрисон пришёл к выводу, что культурно эти страны были очень плохо развиты. Поэтому происходила стагнация развития всего общества. Плохо развитая культура боготворит другие, при этом считая себя низкой, не до развитой и, соответственно остаётся таковой. Обществу с ущербной культурой трудно взаимодействовать с другими. И наоборот, народы с сильной культурой всегда открыты, доброжелательны и развиты. У нас же в Бурятии пытаются развивать свою культуру в каком то гибридном варианте, смешивая всё, лишь бы угодить начальству. Не нужно пытаться прикрепить рога к коню - не получится. Не развитая бурят-монгольская культура, является стержневым тормозом развития всего общества.
Харрисон сформулировал четыре фактора, от которых зависит, инертна культура или открыта для новых веяний, благоприятна она для развития творческих способностей людей или их подавляет.
Первый фактор: радиус доверия - способность радоваться успехам другого, огорчаться его неудачам. Выяснилось, что в отсталых обществах радиус доверия ограничен семьёй. Всё, что за её пределами, вызывает безразличие или враждебность. Для таких обществ характерен непотизм - кумовство, раздача должностей родственникам и друзьям.
Второй фактор: Жесткость морального кодекса. Обычно источник системы этики и морали - религия. Буряты пока не до конца определилось в своей истинной морали. Так же не сформулировало для себя меру отвественности.
Третий фактор: использование власти для личного обогащения. В некоторых странах человек, получивший власть, автоматически получает лицензию на обогащение.
И наконец, четвёртый фактор: отношение к труду, к новаторству, к богатству. В отсталых обществах труд - повинность. Новаторство воспринимается как угроза стабильности и ересь. Отношение к богатству определяется уверенностью, будто ценности существуют в неизменном количестве, их только перераспределяют. Процветание другого воспринимается, как лишение тебя куска. Успех соседа - угроза твоему благополучию.
Становится понятно, откуда тот популярный бурятский анекдот про жарящихся в аду и затаскивающих соплеменников обратно в сковороду, даже охраны не нужно было держать.
В культуре развитой, динамической, наоборот, богатство понимают как величину постоянно прирастающую, она нарабатывается трудом, и сама идея перераспределения невозможна.
Народный менталитет выковывается веками. Его устойчивость сродни устойчивости экосистемы. Экосистему нельзя изменить, ее нужно лишь развивать. Культуру нации не изменишь грубой силой - это видно на примере Ирака или Афганистана. Наивно пытаться менять сознание народа с помощью декретов.
Но я не понимаю того, какие существуют тонкие инструменты, чтобы разрушителями своей собственной культуры стали сами его носители в лице наших руководителей так называемой титульной нации.
Все мы склонны искать причину своих бед где угодно, только не в себе. Положительные результаты станут возможными, только если политические, интеллектуальные и общественные лидеры поймут, что есть традиционные ценности и их нужно эволюционно развивать. В них находится код успешности. У Энштейна спросили, что помогало ему в его открытиях. Он ответил:
“Я просто прислушался к голосу природы. Он очень тихий, но у меня хороший слух”.
Нельзя забывать, что человечество живёт по законам природы, сформировавшей национальные особенности разных народов и рас.
В сюжете: Наадан 2015бурятыкультура ментальность