Монголосфера как драйвер экономики Бурятии
Бум монгольских туристов-шопперов в Улан-Удэ, начавшийся с ростом курса доллара, обилие российско-монгольских праздников, спортивных турниров, таких как недавний Международный фестиваль баргутов в Баргузинском и Курумканском районах – дают экономике Бурятии реальный шанс на оздоровление. Но насколько готовы использовать его власти и бизнес Бурятии?
Шквал критических замечаний со стороны республиканских СМИ, впрочем, вполне обоснованных, породил, вероятно, некоторое недовольство районных и республиканских чиновников. И обнажил два главных пробела, устранив которые, мы можем существенно продвинуться вперед во взаимовыгодном процессе опустошения законными способами кошельков гостей из соседних стран – Монголии и Китая, во время их пребывания у нас.
Во-первых. Надо срочно избавляться от негативной инерции позднесоветского периода «Курица – не птица, Монголия – не заграница». Если каждый турист прибывает, как минимум, с 1 тысячей долларов США в нашу республику, то почему в Улан-Удэ почти нет афиш, баннеров, вывесок, дорожных и уличных указателей, знаков на монгольском языке?
А что если периодически включать монгольскую музыку, хотя бы в кратком объеме передавать рекламу и объявления на радио-, телеканалах? На посещаемых улан-удэнских сайтах дублировать контент на монгольском языке?
Выпускать большим тиражом туристические карты Бурятии и вручать их на автомобильных переходах, на автовокзале, железнодорожном вокзале, международном аэропорту «Байкал», в качестве приветственного «комплимента» от российской стороны, чтобы гости возвращались вновь и вновь?
Почему не дать гранты на тиражи русско-монгольских разговорников и не обучить простейшему набору фраз продавцов, водителей, официантов, администраторов гостиниц, то есть работников сервиса, чтобы они могли понимать и отвечать простыми предложениями на монгольском языке?
Почему созданное года три назад отделение Всероссийского общества «Россия-Монголия» никак не проявляет себя, хотя там есть и маститые ученые, и общественные деятели? Само время диктует – необходимо создать информационную среду, благоприятную и доброжелательную для ближайших соседей. Надо с умом использовать естественные «плюсы» Бурятии.
Например, нашу славную историю – во время недавней российско-монгольской выставки, устроенной Владимиром Чуровым в Москве, дочь Георгия Константиновича Жукова Эра Жукова и правнучка Константина Рокоссовского Ариадна Рокоссовская в разговоре с автором этого поста выразили горячее желание побывать в Бурятии, в Монголии, посетить любимые их славными родичами места. Но кто их встретит? Кто поддержит в материальном плане их встречу в Монголии и России? Вопрос пока без ответа…
Во-вторых. Предвижу возражения о том, что зачастую приезжающие монгольские гости – на самом деле не такие уж состоятельные араты из неразвитых аймаков, цель которых – закуп продуктов, посуды, хозинвентаря, трикотажа, обуви.
Так вот – у нас же когда-то работали заводы «Эмальпосуда», стеклозавод, ТСК. А цеха товаров народного потребления авиазавода, стеклозавода, мясокомбината, ЛВРЗ, приборостроительного объединения, фабрикой верхнего трикотажа гремели на весь Союз и соцстраны Варшавского Содружества. Это были замечательнейшие стиральные машины «Белка», кухонная мебель, стеклотара, подушки, матрацы, позницы, электровафельницы «Баярма», спортивные костюмы, многие другие полезнейшие вещи… А в недавнем прошлом вагоны макарон от «Макбура» и конфет от «Амты» уходили «влет» в том же самом Улан-Баторе…
По статданным советских лет, страшно сказать, в Бурятии выпускалось более 60 (!) видов промышленной продукции. Возродить былые традиции – неужели это несбыточная мечта так и останется ею?
Впрочем, обнадеживает, что на месте бывшего моторостроительного завода, будет вскоре открыт Байкальский трикотажный комбинат. А еще я часто покупаю в магазинах Улан-Удэ вкусное овсяное печенье ИП «Скосырский» с надписями на монгольском языке, и логотипом Байкальского союза потребителей.
Ведь можем, когда хотим? Когда чувствуем реальную выгоду… А в том, что она есть, уже не приходится сомневаться.
На глазах автора этих строк бабушки-паломницы из Хулун-Буирского аймака Внутренней Монголии и монгольского города Чойбалсана доставали новенькие банковские упаковки сочно хрустящих тысячных банкнот и тратили их на сувениры, карты, путеводители по Баргузинской долине и Курумканскому району. На российское золото, ювелирные украшения, меховые шапки, для себя и своих дочерей и внучек. И даже российский шоколад, еще с советских времен, до сих пор, пользующийся уважением у ближайших соседей…
В Монголии и Китае подрастают целые поколения тех, кого привлекают российская, советская символика. И, конечно, до сих пор остающиеся «флагманскими» – культура, образование, медицина. А это «золотой запас», экологические «ниши» выживания и развития экономики и социальной сферы Бурятии.
Если правительство, СМИ, общественники Бурятии развернутся лицом к Монголии, то польза явно будет обоюдной.
И еще. Как нам туристов, приезжающих в Монголию, заманить еще и на Байкал, в Бурятию? Как развить и продвигать привлекательный бренд северной столицы хуннской империи – знаменитое на весь мир городище в черте нынешнего Улан-Удэ?
Во всяком случае, братьям-монголам респект) Ваша удача – это и наша удача)
Справка
Как ранее сообщал АРД, ВВП Монголии на душу населения вырос с 3,985 долларов в 2010 году до 6,631 долларов в 2014 году, а к 2020 году, по оценкам экспертов, превысит 10,000 долларов.
А по данным сайта knoema.ru, ключевые показатели международного туризма Монголии таковы – расходы на поездки и покупки достигли 0,399 млрд долл. США, в 2013 году. В 2016 доходы от въездного туризма в Монголию превысят 0,5 млрд долл.США.
Расходы международных туристов внутри страны достигнут - 0,4 млрд долл США, в 2015 году. Капиталовложения - 0,8 млрд. долл. США в 2015 году.