И не придется теоретизировать о предприятиях, которые неизбежно закроются
Мы живем в непростые времена. Поворот в развитии страны пройден. Для кого-то сейчас как в известном выражении: чем дальше, тем страшней. Понятно, что люди стоящие у руля власти, ответственные за судьбы сотен тысяч людей не имеют права на панику и ошибки. Чем выше уровень ответственности, тем выше цена каждого шага, каждого принятого решения. Поэтому поневоле удивляешься тому диссонансу, который слышишь из выступлений наших чиновников.
Так, глава республики, озвучивая антикризисный план, говоря о драйвере возрождения экономики республики, говорит: "В этих условиях будет расти эффективность экспортно-ориентированных предприятий. Поскольку получая долларовую выручку и конвертируя её в рубли, безусловно, этот товар будет выгоден. В корне будут меняться товарные потоки".
В то же время Минэкономики, орган ответственный за данный сектор, утверждает, по сути, прямо противоположное. По мнению министра экономики Бурятии Татьяны Думновой, основой развития экономики Бурятии в ближайшей перспективе должен стать внутренний спрос. При этом увеличивать внутренней спрос предлагается в первую очередь за счет импортозамещения и активного развития межрегиональных торговых связей, где основная нагрузка ляжет на внутренние ресурсы.
Позвольте, господа, так о чем идет речь? Если мы говорим о внутреннем потреблении в рамках исключительно Бурятии, то зачем нам столько тушенки, вертолетов, локомотивов и высокоточных приборов? Тем более что спрос в регионе уменьшается как шагреневая кожа все постперестроечные годы. Ибо если уменьшаются совокупные доходы территории, то прямо пропорционально падают и расходы.
Сейчас емкость рынка Бурятии уменьшилась даже по сравнению с нашими южными забайкальскими соседями, которых мы всегда обгоняли, примерно на 30%. А с иркутянами у нас разрыв примерно уже в 7 раз! И это лишь за последние 15 лет. И это знает любой мало-мальски грамотный маркетолог.
Истоки лже-концепции совокупного внутреннего спроса проистекают у нас со времен Минэкономики конца 90-х годов прошлого века. Тогда руководство министерства решило взять на вооружение "новейшие" достижения макроэкономической теории, не задумываясь об их подлинной научной состоятельности, ни даже об элементарной логике.
Какой может быть совокупный спрос у нашей республики? Где мы и где Китай или ЕС? Сколько вертолетов мы потребляем? А локомотивов? Да даже простейших продуктов питания, таких, как макароны?
На многочисленных примерах наших предприятий и разных проектов мы неоднократно убеждались в необходимости целенаправленной работы на внешние рынки, поиска клиентов за пределами республики. Вывозить надо не обученных людей, а товары с высоким уровнем добавленной стоимости.
И не актеров вывозить в кабаки Манчжурии, а металлические конструкции УУСтальмоста на великие китайские стройки!
Опора на внутреннее потребление, и это известно любому эксперту применительно к условиям Бурятии, может загнать нас в Средневековье. Практически любой маломальский бизнес-проект у нас сразу выходит за рамки своего района и республики. Слишком узкие рамки регионального рынка. Невозможно выйти на порог безубыточности.
Неконкурентоспособные цены на готовую продукцию вследствие высоких удельных издержек на единицу продукции.
Отсюда – любые разговоры о закрытии границ или опоре на внутренние силы рынка могут вести лишь те, кто не имеет ни малейшего представления об инвестиционном проектировании и экономике вообще.
Если же мы говорим об ориентации на экспорт, с чем согласиться любой эксперт, то возникает другой вопрос. Как это сделать?
Как я уже писал, во-первых, нам необходимо по КАЖДОМУ кризисному предприятию незамедлительно создать сводные экспертные группы. Ввести туда реально сильных специалистов. Не тех, кто успел подлизаться, а тех, кому реально есть, что сказать.
При этом любое сокращение кадров или снижение производства и продаж должно рассматриваться как достаточное основание для создания таких групп. Все такие группы должны быть подчинены Заместителю (по статусу задач лучше 1-му!) Председателя Правительства республики и, вкупе с антикризисным штабом, формировать своего рода единую антикризисную команду.
Во-вторых, каждое предприятие, испытывающее трудности, должно иметь своего куратора от Правительства, своим положением и зарплатой отвечающего за состояние дел на вверенном ему предприятии. Обанкротилось предприятие – уволить нерадивого чиновника с волчьим билетом! Сократились рабочие места – снизить оплату. Противоречит Трудовому Кодексу, скажете? Да у нас любой Кодекс можно обойти и Правительству это известно не хуже, чем нам.
В-третьих, по каждому предприятию должен быть разработан детальный антикризисный план, согласованный с собственниками и утвержденный Правительством республики. Не хотят учредители ничего делать? Есть масса способов перехвата функций собственника, включая принудительное банкротство, арест имущества, введение внешнего управления и так далее.
Не может быть в принципе ложных сантиментов тогда, когда на чаше весов судьбы сотен и тысяч наших людей. И высшее руководство России в этой ситуации, уверен, пойдет нам навстречу.
Ну и, наконец, вся деятельность по каждому предприятию должна быть открытой для общественного контроля, быть доступной для нашей общественности. Естественно, здесь не надо юродствовать, открывая сугубо коммерческую информацию закрытую для конкурентов. Есть масса путей обеспечения коммерческой безопасности и информирования общественности о ситуации на предприятии, его перспективах.
Если мы отбросим показушную стыдливость и реально возьмемся за дело, засучив, наконец, рукава, то способы решения проблемы всегда найдутся. Тем более что сейчас уже начались разговоры об освобождении от налога на имущество на 20 лет, возврат подоходного налога в период реализации инвестпроектов.
Конечно, когда нам сверху "предписано найти новые меры поддержки бизнеса. Мы должны очиститься от тех форм поддержки, которые не работают. Возможно, это будут новые методы...". Сразу вспоминается народное выражение, что все новое – это давно забытое старое.
Однако и тут мы можем столкнуться с нами самими же созданными препятствиями. Так, по мнению Минэкономики, на господдержку смогут рассчитывать только те предприятия, где разработана программа развития, включающая обязательным элементом импортозамещение. На практике это может привести к тому, что, например, предприятие, вывозящее свою продукцию в российские регионы, может выпасть из этого списка, а близкая к члену правительства коммерческая фирма путем нехитрых манипуляций получит заветную финпомощь.
Способ борьбы с этой порочной коррупционной практикой один – максимальная открытость и привлечение НЕЗАВИСИМЫХ экспертов, и открытость всех процедур для общественности.
Приведенные выше меры – лишь самые первоочередные для обеспечения стабильности экономики Бурятии. Они не обеспечат билета в светлое Будущее и не дадут План возрождения экономики республики (это отдельная тема!), но защитят нас от наиболее острых трудностей кризиса.
И тогда нашему Главе не придется невнятно теоретизировать перед журналистами о неких неэффективных предприятиях, которые неизбежно закроются. Ведь КАЖДОЕ предприятие – это не просто умозрительные "рабочие места", это чьи-то изломанные Судьбы, жизни наших с вами земляков.
P.S. Публикую это сейчас в Интернете, чтобы люди яснее представляли, что алгоритмы решения проблем, управленческого поведения совершенно одинаковы – что в случае пожаров, что в случае банкротства предприятий. Но и там и там наше правительство действует одинаково по-идиотски, надеясь – в одном случае на дождь, в другом случае на невидимую руку рынка. Но практика который раз доказывает, что если ты ничего не делаешь, а пассивно стоишь в сторонке – результат будет всегда одинаков.