Что на самом деле монгольский президент и Джеймс Кэмерон искали на дне Байкала?
Услышал я как-то одну байку в Бурятии. Так народ говорил, а СМИ не писали. Так что, наверное, это все-таки байка. Но интересная. Рассказал об этом мой друг Дамдин. В ней всего понемногу – и поднятые мною крупицы местного бурятского фольклора, и факты, основанные на реальных событиях. Гласит она о том, что монгольский президент якобы что-то искал на дне Байкала.
Байка эта, кстати, имеет давнюю историю. В 2013 году появилась сенсационная новость, как будто золото Колчака, наконец-то, нашли и собираются достать со дна Байкала. Сенсационное заявление сделал известный российский археолог Алексей Тиваненко. Он своими глазами видел драгоценный металл, когда спускался на дно Байкала в батискафе.
Найти золотой запас России в недрах Байкала ученые-археологи пытаются уже на протяжении почти 120–ти лет. Искали слитки, золото, платину и драгоценные монеты с момента их исчезновения в 1920 году. Однако найти следы пропавших ценностей удалось только в XXI веке.
Легенда о золоте адмирала Колчака на Байкале на Кругобайкальской железной дороге берёт своё начало с далёких времён гражданской войны в России в начале 20 века. Золото Колчака, на самом деле, являлось частью золотого запаса Российской империи. Во время первой мировой войны часть золотого запаса России ушло на обеспечение кредитов английских банков на закупку оружия для Российской армии. Оставшаяся часть золота хранилась в Петербурге.
Для обеспечения сохранности казны решено было переправить её в другие города России – подальше от фронтов войны. Между тем гражданская война в России продолжалась. Белые войска отступали. К концу 1919 года Колчак был вынужден покинуть Омск. Для эвакуации правительства и золотого запаса были снаряжены несколько поездов и бронепоезд.
Роковое значение для Белого движения и в жизни Колчака сыграли Чехословацкие части. Чехословацкий корпус состоял из пленённых во время первой мировой войны чехов и словаков, пожелавших воевать на стороне России против Германии и Австро-Венгрии. В ходе гражданской войны Чехословацкий корпус принимал участие в военных действиях против Красной армии.
В 1919 году чехословацкие части по сути дела захватили Сибирский железнодорожный путь (ныне Транссиб). К этому времени первая мировая война закончилась поражением Германии и Австро-Венгрии. После распада Австро-Венгрии при поддержке стран Антанты была создана Чехословацкая Республика. Командование корпуса приняло решение о начале эвакуации частей по Транссибу через Владивосток во Францию.
Колчак оказался заложником белочехов и Антанты. Поезда Колчаковского правительства были лишены возможности свободного передвижения, поскольку буквально упёрлись в эшелоны чехословаков. Тем временем, красные под угрозой взорвать тоннели на Кругобайкальской железной дороге потребовали выдачи Колчака и золотого запаса.
Легенда гласит, что часть золотого запаса всё же была вывезена белочехами из Иркутска. По пути следования на Кругобайкальской железной дороге один из поездов с золотом потерпел крушение. А народ говорит красные взорвали железную дорогу, чтобы остановить эшелон. Вагоны с золотом пошли на дно озера Байкал. Глубина Байкала в этих местах достигает 1400 метров, а берег во многих местах представляет собой почти отвесную скалу.
В августе 2009 года на Южном Байкале работала экспедиция глубоководных обитаемых аппаратов «Мир». Аппараты совершали погружение на глубину около 90 километров в районе Кругобайкальской железной дороги. Во время погружения экипаж обнаружил на глубине около 700 метров остатки вагона. Часть обломков удалось поднять на поверхность. Предположительно, обломки являются частями вагонов и ящиков начала ХХ века, писал сайт krugobaikal.ru. К сожалению они не нашли золото. Но погружение аппарата продолжалось.
Президент Монголии Цахиагийн Элбэгдорж 16 июля 2010 года также погрузился на дно Байкала на глубоководном аппарате "Мир". С этого времени и появилась байка. Вместе с Элбэгдоржом в подводное путешествие отправился руководитель группы компаний "Метрополь" Михаил Слипенчук, а пилотировал "Мир" руководитель экспедиции "Миры на Байкале" Анатолий Сагалевич.
Одновременно погружение осуществлял "Мир-2", на борту которого находились ученые Бурятии и Монголии. Погружение происходило в пяти километрах от порта Турка (Прибайкальський район Бурятии), предполагаемая глубина - до 400 метров. Вопрос: зачем?
Местные говорят, что монгольский президент искал именно золота Колчака. А возможно, что сам он и не знал истинной причины погружения, зато российская сторона знала. Якобы, монгольский президент не догадывался, что его используют, и радовался как ребенок, предположили местные жители. Короче говоря, монгольский президент был только отвлекающим фактором от истинной цели погружения аппарата “Мира”. Он стал первым главой зарубежного государства, который покорил глубины озера-моря, писали СМИ. А сам Элбэгдорж заявил журналистам:
"Я чувствовал себя космонавтом в голубой воде Байкала и восхищался успехами своих российских друзей. Слово Байкал в одном из переводов с монгольского языка означает «природа». Мы рады, что главный приток Байкала - река Селенга берет начало в горах Монголии, и готовы беречь эту реку как намады - кочевники, тесно связанные с природой", - отметил глава Монголии. - "Мы понимаем свою ответственность за сбережение 20% мировых запасов пресной воды, хранящейся в Байкале".
Ему было вручено удостоверение гидронавта и сертификат о погружении в Байкал. Он радовался, словно мальчик.
Видимо, еще один известный человек, погружавшийся в Байкал, тоже стал приманкой. Это режиссер Джеймс Кэмерон, создатель «Титаника» и «Аватара», прилетевший с частным визитом в Россию в день своего 56-летия 16 августа того же года. Пригласил его друг Анатолий Сагалевич.
«Он позвонил мне и сказал: ты должен здесь побывать. Я подумал, почему бы и нет. Я 5 лет не был на "Мирах", а день рождения - это отличная возможность».
Кэмерон совершил погружение на дно Байкала на батискафе «Мир», проведя в водах самого глубокого озера планеты около 4,5 часов. В поездке его сопровождали австралийский ученый Майкл МакДауэлл, участник глубоководной экспедиции «Арктика 2007», писательница Мария Вильхельм, автор книги «Аватар», а также биолог Сильвия Эрл, исследователь Мирового океана. Коротко говоря, специалисты. Узнали ли они там что-то интересное – остается тайной.
Вот такие байки “сочинили” в Бурятии. А может, это абсолютная правда?..