Панмонголизм - благо для России!
Ответ автора АРД Бато Очирова на обвинение проекта АРД в "панмонголизме" и "пособничестве Госдепу США".
Вчера на сайте www.03grb.ru кто-то объявил проект АРД и меня, в том числе, "агентом госдепа США" и "врагом России", который работает на "дестабилизацию ситуации в Бурятии по указке из вашингтонского обкома".
Обвинение достаточно серьёзное, тянет как минимум на клевету и требует немедленной реакции. Также меня обвинили в том, что я сам не предлагаю выход из тупиковой ситуации, сложившейся в бурятском обществе. А предлагают это "комментаторы под статьями”.
Учитывая такую экстравагантную трактовку моих высказываний, я просто обязан выразить своё мнение по этому случаю.
Сегодня 90-е годы считаются в России плохим временем. Для меня - это период моей юности: тогда я только что окончил среднюю школу и, как все тогдашние выпускники, “входил” во взрослую жизнь - жесткую, но интересную.
Между тем, новая эпоха началась с декабря 1991 года. Тогда несколько человек, не поинтересовавшись мнением своих граждан, приняли решение о национальной принадлежности 280 млн. человек. Заключенные ими беловежские соглашения разделили людей между разными государствами - Союз распался. После этого, теперь уже в новой стране, не поинтересовавшись опять же мнением своих избирателей, несколько человек приняли решение о национальной принадлежности миллионов людей. Мы все стали россиянами. Позже упразднили как ненужный орган российское Министерство по делам национальностей, и начался так называемый “парад суверенитетов”, страна начала расходиться по своим маленьким "национальным квартирам”. Формально, мы все были россиянами - в России до сих национальная принадлежность граждан юридически не закреплена - из-за этого у нас в обществе возникают такие интересные споры о том, какой всё-таки национальности экс-спикер бурятского парламента Матвей Матвеевич Гершевич: бурят, еврей, русский?
Логика всего процесса была объяснима: людям нужно было дать демократию, а сами они должны были найти то, что им нужно. Когда у молодых людей спрашивали: “Кем бы ты хотел стать?”, большинство молодых людей отвечало, что бандитами, а девушек - "валютными проститутками”. Люди готовы были перейти все грани допустимого. Это значит, что их лишили национальной идентичности, и с ними можно было делать всё что угодно. Не было национальной идеи и внятной программы развития этого большого и многогранного сообщества.
Утратив весь богатый опыт межнациональных отношений, Россия получила войну в Чечне. Тогда в стране начали актуализироваться такие термины как "сепаратизм", "экстремизм" и "национализм". Скоропостижные и необдуманные решения касательно национального вопроса принятые несколькими лицами приводят к огромным социальным катастрофам - всё это происходит на наших глазах.
Сама трактовка термина национализма довольно обширна. Одни доказывают, что национализм - это любовь к своей стране, народу и защита их интересов. Из чего логически выходит, что это естественное состояние каждого гражданина или представителя определённого народа. Другие же этот термин радикализируют и выставляют как агрессивное проявление личности или сообщества.
Между тем мы живём в большом государстве, внутри которого проживают огромное количество национальностей. Возможностей развалиться у этой страны множество. Ровно столько же возможностей стать великой страной и нацией мира. Это будет зависеть от того, как будут восприниматься властью народы России: врагами или достойными гражданами своей страны. Каждый народ в России может внести свою лепту для процветания своего государства.
Мы буряад-монголы сформировались как нация, этнос в российском обществе. Теперь буряты уже ощущают себя неразрывной частью российского общества. Никакая независимость бурята от Российского государства не возможна по естественно-природным причинам, - точно так же невозможна независимость личности от воздуха, которым она дышит, или от силы притяжения, в котором она существует. В то же время, по тем же естественно-природным причинам буряты - это монголы. И у нас многотысячелетняя история.
Монгольский ареал достаточно широк и состоит он собственно из Государства Монголия, республик монгольских народов России и Внутренней Монголии в Китае. Монголы в Китае - это достаточно сильный во всех проявлениях этнос. Они достаточно активны во властной сфере страны, в бизнес-среде, управляют серьёзными потоками ресурсов. В то же время они, наверное, самые ярые патриоты Китайского государства и ощущают себя, в том числе, монголами. Это не мешает им создавать самые могущественные в стране кланы, Например, Бо Силай, - монгол-харчин по национальности, - был самым популярным политиком Китая в 2009 году. Монголия же, будучи суверенным государством, имеет огромные возможности и, главное, желание взаимодействовать с “большими соседями”.
Даже при самом беглом ознакомлении с “монгольским миром” можно увидеть его колоссальную возможность стать посредником для успешного взаимодействия двух великих цивилизаций: русской и китайской. Монгольский мир не только географически, но культурно является пограничной областью между русскими и китайцами. Он может войти в новейшую историю как соединяющий мост - “Монгольский мост”.
В результате буряад-монголы (ровно, как и все монголы) оставаясь антропологически отличными как от русских, так и от китайцев, способны понимать и тех, и других, взаимодействовать с обеими цивилизациями в рамках их систем ценностей. И это представляется мне нашим безусловным конкурентным преимуществом. Это один из уникальных случаев в мировой практике международных отношений, когда народ, являясь подданным одной страны, находится в этно-культурной среде одновременно трёх соседствующих государств. У нас бурят у многих родственники живут и в Монголии, и в Китае - эту возможность необходимо использовать в созидательных целях, а не видеть в этом, не разобравшись, враждебность.
Возвращаясь к теме национализма, хочу заметить, что некоторые политики, не учитывая национальные отличия в обществе, хотят создать, как будто, одну большую унифицированную организацию. Без специализаций, просто ровно шагающий “строй”. Такая форма структурно очень проста. Они, мне кажется, не понимают, что на создание этой одной большой искусственной общности могут уйти все силы, а результата не будет. Соберешь в одно, а дальше начинаются "разборки" внутри этого самого "единства", которое всё сбивается и никак не настраивается. Как говорится, "квашня из теста лезет”. А как только отказываешься от этой идеи втолкать всё в одну кучу, всё начинает работать. Везде нужна “специализация”, а в государственной межнациональной политике в особенности.
У каждого народа есть свои “специализации”, основанные на своих культурных отличиях. Например, китайский национальный характер, сформировавшийся на традиции выращивания риса, которое требует не только колоссального трудолюбия и упорства, но тщательности и монотонности, оказался идеально подходящим условиям конвейерного производства. И сегодня можно с уверенностью сказать, что Китайское государство очень тонко и мудро управляет своим народом. Знание, понимание и правильное руководство своим народом делает политиков великими.
Таким образом, отказ региональных политиков думать на более глобальном уровне может “утопить” целый народ.
Буквально в эти дни после разговора с одним из высокопоставленных бурятских чиновников мне запомнилась его фраза: “В области межнациональных отношений употребление термина "толерантность" мне абсолютно не нравится. Правильнее будет, если мы скажем: "взаимопонимание" или "взаимоуважение”.
Это дает огромную надежду на появление здравого смысла у тех людей, от которых зависит многое в нашем обществе.
В сюжете: панмонголизмАРДБато Очиров