Новости Бурятии, Монголии и Калмыкии — Asia Russia Daily
Новости Статьи Персоны Буддизм Блоги Медиа
5 мая 2016 5867

Возрождение буддизма в Монголии: достижения и ошибки

Возрождение буддизма в Монголии: достижения и ошибки

Автор: Доржийн Сүхбаатар

У Монголии прекрасные перспективы вновь стать центром мирового буддизма. Но, к сожалению, государство не размышляет о том, как защитить традиционную религию Монголии от экспансии миссионеров.

Реклама

Менее ста лет назад Монголия была буддийской страной, в которой насчитывалось 1250 монастырей и дацанов, многие тысячи ступ, около 100000 монахов, миллионы буддийских книг. В то время страна была, наряду с Тибетом, одним из главных центров мирового буддизма. Но в 1921 г. произошла революция. Армия барона фон Унгерн-Штернберга, который освободил столицу Монголии от китайских оккупантов, восстановил независимость страны и монархическую власть Богдо-гэгэна VIII, была разбита войсками большевиков и Монгольской народной партии (позже – МНРП). Законное правительство Богдо-гэгэна сместили, а власть в стране захватили большевики.

По указаниям Коминтерна уничтожались народные традиции, буддийская религия и культура монгольского народа. Монахов подвергали репрессиям, расстреливали, сажали в тюрьмы и лагеря, ссылали. Все монастыри закрыли, почти все разрушили. Религиозные предметы и книги конфисковали и уничтожили. Миллионы голов скота, другое движимое и недвижимое имущество, которое народ столетиями жертвовал буддийской церкви, тоже конфисковали.

Хотя позже разрешили открыть единственный монастырь на всю страну, в течение долгих 70 лет красные проводили целенаправленное разрушение религиозного сознания народа.

Достижения последних десятилетий

Описание: Возрождение буддизма в Монголии ― достижения и ошибки
Главный храм монастыря Гандантэгчинлин.

В 1990 г. в Монголии произошла демократическая революция и народ сбросил тоталитарный режим. Монголия стала демократическим государством. В 1991 г. была утверждена новая Конституция. В ней выдвинута важная задача: "Построить и развивать гуманное и демократическое общество". В статье 16 сказано: "Каждый гражданин имеет право исповедовать или не исповедовать религию". Вскоре, в 1993 г. монгольский парламент утвердил закон "Об отношениях государства и монастырей".

За 20 лет демократии монголы достигли немалых успехов в развитии буддийской религии. Построено много буддийских монастырей, дацанов и ступ. Так, построен монастырь Бэтуб в Улан-Баторе, основанный Бакулой Ринпоче; восстановлен монастырь Амарбаясгалант в Селенгинском аймаке, который восстановил Гуру Дава Ринпоче; построены монастыри Гунчэв Жампалин в Улан-Баторе и Арьябол на Тэрэлдже, основанный Панчен Отрулом Ринпоче, Буддийский Махаяна-центр в Улан-Баторе и Дархане, монастырь Идгаа в Гандане, женский монастырь Долмалин в Улан-Баторе, основанный Сопой Ринпоче; в Улан-Баторе восстановлены монастыри Восточный Хурэ, Дашчойлин, Дамбадаржа, Манба-дацан, тантрический дацан Падмасамбхавы, Пунцоглин, Ламиран-дацан, монастырь Нархажид.

Еще много буддийских монастырей и храмов построены в аймаках и сомонах. В западном Кобдосском аймаке построен новый монастырь Пунцог-Чойнлин, в восточном Хэнтэйском аймаке частично восстановлен монастырь Балдан-Бревен, в южном Южно-Гобийском аймаке постоен монастырь Камар и Шамбала-центр Равжа-хутухты, в северном Селенгинском аймаке восстановлен монастырь Амарбаягалант, в городе Дархане построена большая статуя Будды. В Улан-Баторе, на горе Зайсан была поставлена большая статуя Будды. Основание этим работам положили Гуру Дава Ринпоче и корейский хамбо-лама.

В 2010 г. монгольская буддистка по имени Оюун лично сделала большое денежное подношение, и на эти средства около монастыря Амарбаясгалант в удивительно короткий срок был построен комплекс с позолоченной статуей Богдо-ламы Цзонхавы и его учеников Хайдупа и Жалчувчи. Этим добрым делом Оюун доказала, какой сильной бывает вера монгола.

Холодным майским днем 2010 г. поставили первую точку на земле, где должен был появиться комплекс Богдо-ламы Цзонхавы. Тогда с неба шёл то ли снег, то ли дождь с какими-то неопределенными образами, напоминавшими то ли квадрат, то ли треугольник, то ли шарик. Но удивительнее всего, что к следующему утру (то есть за одну ночь) появлялись вокруг той земли жёлтые цветочки. Это благой знак божества. Мы видели это замечательное событие в документальном фильме, показанном по монгольскому телевидению. Так Будды и Бодхисаттвы стали благословлять Монголию.

Описание: Возрождение буддизма в Монголии ― достижения и ошибки
Монастырь, Бэтуб, основанный Бакулой Ринпоче в Улан-Баторе в 1999 году.

В настоящее время в Монголии насчитывается 170 буддийских монастырей и дацанов, в них – 5000 лам и хувраков (по сообщением печати и Интернет-сайтов). Как видим, до полного восстановления того, что было разрушено, еще далеко.

Его Святейшество Далай-лама XIV несколько раз бывал в Монголии и даровал Дхарму ее народу. Приезжали в Монголию Богдо-гэгэн IX Джебцзундамба, Сопа Ринпоче, Панчен Отрул Ринпоче, Жадо Ринпоче, Сакья Тризин Ринпоче, Ризон Ринпоче, Чоден Ринпоче, Денма Лочен Ринпоче и многие другие почтенные и мудрые ламы. Они даровали верущим много учений, лунгов и т.д.

После двадцатилетних препятствий Его Святейшество Богдо-гэгэн IX Джебцзундамба получил в конце прошлого года монгольское гражданство. Это важное событие для верущих монголов. Наконец-то у монголов есть глава буддийской церкви.

В Махаянском центре (ФПМТ) в Улан-Баторе, основанном Сопой Ринпоче, западные и тибетские ламы дают учение Будды, бесплатно учат английскому языку, бесплатно распространяют буддийские книги, кормят и помогают бедным людям. Среди посетителей центра много молодых людей.

Некоторые современные певцы стали певцами Будды. Полюбились верующим буддийские «хиты» певца буддийских песен Сарагуа. Буддийские картины, книги и ступы ламы Г. Пурэвбата знают и ценят не только в Монголии, но и на Западе. Созданное им FM-радио "Лавайн эгшиг" популярно среди молодёжи столицы.

Нынешние монгольские ламы перевели много чудесных буддийских книг с тибетского на современный монгольский, среди них особенно популярны "Ламрим Ченмо" Богдо-ламы Цзонхавы, "Комментарии к Ламрим-Ченмо" Пабонки Ринпоче и Патрула Ринпоче, "Бодхичарья-аватара" Шантидевы, книги Падмасамбхавы, Атиши, Тилопы, Наропы, Миларепы, Нагаржуны и т.д.

Недавно по указу президента Ц. Элбэгдоржа в 5 – 10 классах общеобразовательных школ Монголии стали разрешать проводить уроки по традиционным обычаям, религии и культуре.

У Монголии прекрасные перспективы вновь стать центром мирового буддизма. Но для этого мы должны ограничить деятельность миссионеров чуждых религий и сект, запретить деятельность тех из них, кто нарушает законы и наносит вред нравственности народа. Нам следует изменить свои законы для того, чтобы защитить традиционную религию и культуру.

Экспансия иных вероисповеданий: изменение баланса

Описание: Возрождение буддизма в Монголии ― достижения и ошибки
В Улан-Баторе бок о бок существуют буддизм и иностранные секты. На фото: слева Церковь Мормона, справа Буддийский Махаянский Центр.

Каково соотношение между традиционными и зарубежными вероисповеданиями в современной Монголии? По сообщениям печати и Интернет-сайтов, в 2010 г. в Улан-Баторе действовали более 350 храмов и религиозных учреждений. Из них христианских (в основном, протестантских) – 197 (почти 70%), буддийских – 63, шаманских – 7, исламских – 3. Без законных разрешений и регистраций действовали: христианских храмов – 91, исламских – 1, шаманских – 1; налогов они не платили.

По официальным данным, в 2010 г., в Улан-Баторе зарегистрированы и действуют 115 христианских храмов и церквей, 62 буддийских монастыря и дацана, 10 шаманских центров, 2 мечети, 1 бахаистский храм.

В Монголии с незапамятных времен существовал шаманизм; казахи исповедовали ислам. Сегодня в Монголии быстро растет число шаманов: в каждом аймаке, в каждом сомоне, во многих городах и семьях появились шаманы.

Но гораздо больше зарубежных миссионеров. За последние 20 лет много христианских миссионеров въехали в Монголию без надлежащих виз. Действуют они очень активно. В настоящее время в Монголии действуют христианские проповедники многих направлений: католики, протестанты, пятидесятники, пресвитериане, евангелические христиане, медотисты, лютеране, православные. Продвигается ислам суннитского направления. Кроме того, действуют мормоны, иеговисты, баптисты, муниты, индуисты, бахаиты, члены секты Ананда марг, ведисты, члены Шри Шри Рави Шанкара ("Искусство жизни") и другие. Общее число достигает 185.

Сейчас в Улан-Баторе действующие буддийские монастыри и храмы составляют лишь около 30% религиозных учреждений. Сегодня в Монголии нет законов, регулирующих такие проблемы, нет даже проекта нового закона, нет государственной политики по этому вопросу. В течение 20 лет соотношение между религиями менялось, но это не беспокоило ни политических, ни государственных деятелей. Никаких инициатив они не проявляли. Не проявлял их даже главный монастырь страны Гандантэгчинлин.

Недочеты законодательства

Описание: Возрождение буддизма в Монголии ― достижения и ошибки

Большая церковь Мормона в Улан-Баторе

В начальный период демократического развития не было надлежащих законов, защищающих страну от чужих религий и сект. Когда в 1991 г. утверждали новую Конституцию, из 420 депутатов Великого народного хурала 90% составляли председатели аймаков и сомонов, меньшинство ― представители новых демократических сил, был в их числе и один лама.

Тогдашние члены парламента были в основном атеистами, не разбирались в религии, знали только цитату из Маркса: "Религия ― это опиум народа". Они не знали, как защитить Конституцией традиционную религию своей страны. Они внесли в Конституцию общую формулировку: "Все религии равны. Граждане имеет право исповедовать или не исповедовать религию".

В результате буддизм оказался в Монголии в худшем положении, чем вероисповедания, импортируемые из-за границы. Ведь все имущество Буддийской церкви Монголии в свое время конфисковали, ее материальная база была подорвана. Но за 20 лет демократии даже из того немногого, что осталось, вернули далеко не все. И вот теперь буддийскую церковь, существующую лишь на небольшие пожертвования прихожан, поставили в "равные" условия с богатыми западными миссионерами, которым из-за границы текут сотни тысяч долларов на покупку все новой паствы.

Например, хамбо-лама из монастыря Шанха Увурхангайского аймака (этот монастырь был основан Ундур-гэгэном 300 лет назад) говорил, выступая по телевидению, что он получает в месяц 108.000 тугриков, а государство требует от него налог 180.000 тугриков в месяц.

Члены парламента в 1993 г. утвердили закон "Об отношениях государства и монастырей" и внесли только одну статью (статью 4), касающуюся традиционной религии: "Государство уважительно относится к преобладающему положению буддийской религии в Монгольском государстве, чтобы сохранить единство, традиции, культуру и цивилизацию монгольского народа. Это не мешает гражданам исповедовать другие религии".

Если теперь в этот закон внести статью, защищающую традиционную религию, то она не будет соответствовать Конституции. Поскольку традиционная религия не защищена законом, а в Конституцию не внесены необходимые поправки, уже 20 лет при отсутствии надлежащего закона миссионеры иных вероисповеданий ведут неприкрытую пропаганду и экспансию. Хотя в законе говорится, что государство уважительно относится к "преобладающему положению буддийской религии в Монголии", на самом деле практикующие буддизм скоро останутся в меньшинстве.

После заката коммунистической идеологии в Монголии образовался духовный вакуум. Этот вакуум и стали быстро заполнять миссионеры ― в основном, из США и Южной Кореи.

Статья 10 закона "Об отношениях государства и монастырей" гласит: "Если храм или церковь нарушит закон, то государственное учреждение лишает регистрации данные церковь или храм". Однако в Монголии много иностранных религиозных учреждений нарушают закон, но ни одно из них не было лишено регистрации. Согласно этому закону, нарушившее его должностное лицо облагается штрафом в размере от 1.000 до 20.000 тугриков, а юридические лица ― штрафом в размере от 50.000 до 150.000 тугриков. Эти штрафы составляют от 72 центов до 109 американских долларов ― смешная сумма, например, для мормонской или католической миссий, действующих на территории Монголии, чье финансирование составляет сотни тысяч долларов в год. Да никого и не облагали штрафом за нарушение этого закона.

Описание: Возрождение буддизма в Монголии ― достижения и ошибки
Самая большая католическая церковь, построенная Ватиканом в Улан-Баторе.

В 1993 г. Парламент Монголии утвердил закон "О правовом положении иностранных граждан". Статья 24 статья этого закона гласит: "Число иностранных граждан и иммигрантов, долго и постоянно проживающих на территории Монголии, не должно превышать 1% населения Монголии, а число граждан одного государства не должно превышать 0,33%". Это, конечно, важный закон. Именно таким образом следовало утвердить и закон, зашищающий традиционную религию, с формулировкой: "Число иностранных храмов и церквей не должно превышать 10% от числа монастырей традиционной религии Монголии".

Статья 8 закона "Об отношениях государства и монастырей" гласит: "Запрешается проводить религиозные учения и собрания в государственных школах. Это не относится к научному изложению религиозной культуры и учений". Но преподаватели неправильно поняли эту статью. Они подумали, что нельзя преподавать религию в школах, в институтах; подумали даже, что нельзя произносить ни слова о религии в школах. Эту 8-ю статью необходимо изменить следующим образом: "Запрещается проводить иностранные религиозные учения и собрания в государственных школах и институтах. Разрешается проводить учения традиционной религии и культуры в государственных школах и институтах в целях воспитания гуманизма".

В прошедшие 20 лет в школах и институтах не разъясняли буддизм. Не учили детей состраданию ко всему живому, к природе. Поэтому многих молодых людей интересует только кино, телевидение, видео, книги и журналы, которые пропагандируют насилие, войну, агрессию, прелюбодеяния и т.п.

Надо учить молодое поколение Бодхичитте, гуманности, состраданию, дружественному поведению. Надо давать им буддийское учение, учить, как управлять умом, как сдерживать чувства, как очищать душу. Надо учить их практикам шести парамит. Поэтому самым важным вопросом становится обучение традиционной религии с малых лет в школах и институтах.

Результаты деятельности миссионеров

Описание: Возрождение буддизма в Монголии ― достижения и ошибкиСлева юный монгол-мормон, в руках которого "Книга Мормона" на монгольском языке.

По неофициальным данным, сегодня в Монголии численность монголов, следующих различным направлениям христианства в силу деятельности миссионеров из США и Южной Кореи, достигла 40.000, 90% из них составляет молодёжь. Обращаясь к христианской религии, принесенной зарубежными миссионерами, монголы говорят: "Это хорошая религия: ее последователи бесплатно преподают английский язык, раздают бедным еду и одежду". Но ведь это материальные стимулы, а отнюдь не духовные.

Когда я встречаюсь с монголами-христианами, то спрашиваю их: "Вы хоть одну буддийскую сутру читали?" Они отвечают: "Нет, ни одной сутры я ни читал". Когда идешь по улице столицы, часто слышишь из какого-нибудь дома пение: "Аллилуйя, аллилуйя..." Три года назад я, после многих лет, встретил в столице одноклассницу. Мы поговорили; я понял, что теперь она христианка. Я спрашиваю её: "Ты когда стала христианкой?" Она: "Два года назад". ― "Как зовут твоего бога?" ― "Иегова".

Десять лет назад я по служебным делам ездил в аймак в рамках проекта по изучению уровня жизни населения. Зашел в один дом. Сидит пожилая женщина и читает Библию. На столе много разных Библий. Я спрашиваю: "Как вы стали христианкой?". Она говорит: "Я была атеисткой, читала Библию и стала христианкой". ― "Вы буддийские сутры читали?" ― "Нет. Эти сутры на непонятном тибетском языке".

Недавно зимой из далекого сомона отец-пастух прислал сыну-студенту, обучающемуся в институте Улан-Батора, говядину. Тот монгольский студент принял мясо и говорит: "Благодарю Бога-Творца за то, что прислал мне мясо коровы".

С 1991 г. молодые парни из Солт-Лейк-Сити, США, беспрерывно приезжали в Монголию и за 2 или 3 месяца научились хорошо говорить по-монгольски. Они стали распространять мормонскую веру даже в самых далеких уголках страны: в сомонах, в маленьких деревнях. Везде они ходят по двое, на них чёрный костюм, белая рубашка, галстук, на костюме значок "elder" ("старейшина"), в руках книга Мормона. Посланцы-мормоны неустанно ездят по Монголии. Они втянули в свою секту многих молодых монголов.

Массированная пропаганда

Здание церкви Христа святых последних дней в Монголии (источник: Wikipedia).

Сегодня в Монголии ведется массированная христианская пропаганда. В Улан-Баторе протестантский канал "Eagle ТV" почти 20 лет ведет пропаганду среди населения. По "Eagle ТV" один молодой пастор-монгол говорит:

"Эй, юные монголы! Если ваши отцы и матери не одобряют, что вы слушаете христианское учение, то надо противостоять родителям ― не слушайте своих родителей!". Так разрушается почтение к отцу и матери. При этом в Монголии сегодня нет ни одного постоянно работающего буддийского телеканала. Лишь изредка, от случая к случаю, по некоторым каналам передают буддийские передачи.

Сегодня в Монголии нет ни одной буддийской газеты и журнала, которые бы публиковались массовым тиражом, но публикуется много важных буддийских сутр и книг. Монгольские ламы переводят много важных сутр.

Триста лет назад монгольские ламы писали: "На Джамбудвипе много учителей-лам, но выбирай Ламу Цзонхаву. На Джамбудвипе много учений, но выбирай "Ламрим Ченмо". На Джамбудвипе много мыслей, но вспоминай карму". Сегодня эта фраза актуальна, как никогда.

Президенты Монголии в разные периоды издавали указы для сохранения национальной культуры ― указы о борьбе с алкоголизмом, о том, чтобы в каждой семье была книга "Сокровенное сказание монголов" и национальный музыкальный инструмент морин хуур. Президент Н. Энхбаяр, когда он был министром культуры, перевел книгу "Учение Будды", способствовал созданию большой статуи Жанрайсэга (Ченрезига) в монастыре Гандан, приезду из Индии в Монголию священных реликвий.

Это правильные шаги, но их недостаточно для сохранения духовности. К сожалению, государство не считает необходимым преподавать детям буддизм, сострадание, бодхичитту в школах и институтах. Никто не размышляет о том, как защитить традиционную религию Монголии от экспансии миссионеров.

Надежды на будущее

Описание: Возрождение буддизма в Монголии ― достижения и ошибкиУченики Университета буддологии имени Занабазара.

Современный монгол должен быть не только знающим человеком, который владеет компьютером, Интернетом, английским языком, водит машину. С моей точки зрения, нужно еще знать свою историю и традиционную культуру, религию, обычаи, нравы и старомонгольскую письменность. Нужно преподавать эти предметы детям. Для этого необходимо подготовить хороших учителей. Недавно в Гандане стали работать молодые ламы и хувраки, только что закончившие обучение в монастыре Дрепунг Гоманг в Индии. Я надеюсь, что перед нами откроются перспективы развития.

Монгольское государство должно способствовать восстановлению и развитию буддизма и традиционной культуры, обеспечивать соответствующее обучение молодого поколения. Необходимо решить вопрос об освобождении буддийских монастырей и духовенства от налогов. Я надеюсь, что президент издаст указ о том, чтобы не только "Сокровенное сказание" и морин-хуур, но и книга "Ламрим Ченмо" была в каждой монгольской семье. Если государство и коммерческие фирмы поддержат этот проект, то это вполне осуществимо. Я иногда об этом говорю людям, но некоторые отвечают: "Современный человек не понимает этой сутры, написанной на древнем непонятном языке".

Да, Будда 2500 лет назад говорил на санскрите, Лама Цзонхава 650 лет назад говорил на тибетском языке, но они даровали учение не только индийцам и тибетцам ― они даровали учение всем живым существам. Что касается "непонятного языка", то ведь и книги классиков марксизма-ленинизма и иностранных миссионеров изначально тоже были написаны не по-монгольски. У нас сейчас ведутся работы по переводу буддийских книг на монгольский язык. Например, два года назад монгольский шунлайв гавж С. Гантэмур перевел на монгольский язык с тибетского комментарии Патрула Ринпоче к "Ламрим Ченмо". Написана эта книга таким простым языком, что поймет ее даже ученик средней школы.

Государство должно безотлагательно издать закон об ограничении числа нетрадиционных для Монголии храмов и религиозных организаций. Нужно внести изменения в соответствующую статью Конституции.

Далай-лама сказал: "Современная Монголия ― это опора мирового буддизма". У нас, монголов, у нашего государства есть возможность стать такой опорой. Нынешная новая Монголия должна стать высокоразвитым буддийским, гуманным, демократическим государством мира. Это зависит от правильной политики правительства и от солидарности, усилий, стремлений и трудолюбия монгольского народа.

Пусть все живые существа встретятся с Дхармой, освободятся от сансары и достигнут Просветления!                     

 

В сюжете: буддизм в Монголиивозрождение буддизмаДалай-ламаламыхристиане в Монголиимессионерыхрамыдацаны в Монголии

Агрегатор новостей 24СМИ
Вконтакте
Facebook
Twitter

Комментирование временно отключено
Обсудить материал на Facebook

Похожие материалы

14 января 1303

Республика Тыва готовится к Шагаа – новому году по лунному календарю

Проведение праздника с учётом санитарно-эпидемиологических норм обсудили в правительстве Тувы.

25 декабря 2020 1389

Статую Будды в Туве установят в 2021 году

Святыню установят на горе Догээ в окрестностях Кызыла.

29 октября 2020 3158

Буддийский университет просит о помощи

В социальных сетях появился пост – просьба и даже мольба о помощи студентам Буддийского университета «Даши Чойхорлинг» им. Дамба Даржа Заяева (при Иволгинском дацане в Бурятии).

19 октября 2020 1498

Далай-лама: "Пандемия - следствие накопленной кармы"

Следует принять меры, чтобы предотвратить новую подобную вспышку болезней в будущем, заявил лидер буддистов.

Первая полоса

23 декабря 2020 7621

У шоу Трампа "The Apprentice" появилась монгольская версия

Сегодня 56

"Газпром" создал в Монголии компанию для проектирования продолжения "Силы Сибири - 2"

Экспортная мощность этого газопровода может превысить мощность "Силы Сибири" более чем в 1,3 раза.

Сегодня 71

Х.Баттулга наложил вето на некоторые законопроекты

Глава администрации президента Монголии У.Шижир прокомментировал частичное наложение Х.Баттулгой вето на три законопроекта.

Реклама
Сегодня 60

Музыканты из Бурятии дадут концерты в Новосибирске

Новосибирская публика услышит народные бурятские песни, русские романсы и песни бурятских композиторов.

Сегодня 58

На севере Бурятии росгвардейцы задержали автоугонщика

Житель Таксимо в состоянии алкогольного опьянения угнал автомобиль соседа.

Реклама

Популярное

  • 21 января 1648

    Фестиваль национальных костюмов в Бурятии набирает популярность

  • 19 января 1538

    Дмитрий Маслеев дал сольный концерт в Улан-Удэ. ВИДЕО

  • 19 января 1279

    В развитии МСП Монголия будет сотрудничать с Южной Кореей

  • 20 января 1270

    Улан-Удэ примет чемпионат России по вольной борьбе

  • 19 января 1245

    В Монголии выявлено 10 новых случаев COVID-19

  • 21 января 1230

    Правящая партия Монголии требует отставки всего Правительства

  • 19 января 1227

    В Бурятии возобновлены спортивные соревнования

  • 18 января 1157

    Алексей Цыденов утвердил новую структуру и состав Правительства Бурятии

Сегодня 69

В Улан-Баторе выявлено 16 новых случаев COVID-19

Общее число подтвержденных случаев заболевания COVID-19 в Монголии возросло до 1643.

Сегодня 76

В сомоне Ханх зафиксированы подземные толчки магнитудой 4,0

Подземные толчки были незначительными, пострадавших и разрушений нет.

Сегодня 70

ЧР-2021 по вольной борьбе может пройти со зрителями

Сейчас этот вопрос находится на контроле у минспорта Республики Бурятия.

Сегодня 69

В Правительстве намерены распространить ипотеку на деревянные дома

Правительство поддержало инициативу «Единой России» распространить ипотеку на деревянные частные дома. Это сделает индивидуальное жилищное строительство доступнее и поддержит лесную отрасль, считают в партии.

Видео дня: А вы так сможете? Скороговорки на бурятском языке

Скороговорки в исполнении учеников школы бурятского языка "Амар Мэндэ!"

Сегодня 62

В "Заповедном Подлеморье" будет создан Совет по туризму

Совет по развитию туризма будет решать вопросы, касающиеся организации туристической деятельность и рекреации.

Сегодня 80

COVID-19. В Бурятии на утро 25 декабря 29 665 случаев заражения

В стационарах Бурятии проходят лечение 1093 пациента с новой коронавирусной инфекцией.

Самое важное

Блоги
26 ноября 2020 5709

“История не терпит суеты”: как в Бурятии меняются эпохи

Автор АРД Бато Очиров о выразительном переплетении эпох с человеческими судьбами.

Статьи
2 ноября 2020 13080

Кто такие хори-буряты: история, наследие и потенциал

Мы привыкли, что буряты являются маленьким сибирским народцем, который якобы теряет язык. Но это не так.

28 октября 2020 6649

Курорт на Байкале особо отмечен в повестке российско-корейских отношений

Руководители Российской Федерации и Республики Корея придали инвестиционному проекту корейской GEO Group в ОЭЗ “Байкальская Гавань” (Бурятия) межгосударственный статус.

19 октября 2020 5475

Партнёрский проект Даши Намдакова с компанией АПУ стал культурным явлением осени в Москве

В течение двух месяцев с 7 августа по 6 октября в Московском парке искусств Музеон экспонировались работы известного бурятского скульптора и Заслуженного художника Российской Федерации Даши Намдакова.

Наверх

2013 — 2021 © ARD: портал деловой информации
Свидетельство о регистрации СМИ ИА Эл. № ФС77-54407. Выдано Роскомнадзором 17.06.2013 г.
При цитировании и публикации материалов прямая активная ссылка на asiarussia.ru обязательна.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

  • Контакты
  • О проекте
  • Рекламодателям
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Разработка и поддержка сайта
Realist