«Если художник сделает ошибку, то в другой жизни обретет такие же недостатки»
Татьяна Музраева — художник-тханкописец Калмыкии — уверена, что танка, созданная за время от заката до рассвета, спасет человека.
<p>Написание изображений буддийских божеств, именуемых тханка, - процесс непростой. На создание одной работы уходят месяцы, а то и годы кропотливого труда. Художник, как правило, пишет божество строго по буддийским канонам, а фантазию творца он проявляет лишь при создании второстепенных образов: небо, земля, цветы, облака… Безусловно, мастер-тханкописец – человек не просто верующий, это личность высоко духовная, развитая, соблюдающая все религиозные каноны. Наш рассказ – о молодой художнице Татьяне Музраевой, получившей высшее образование в стенах института тибетской тханкописи города Дхармсалы. [img]http://asiarussia.ru/upload/iblock/d3e/d3e60431ae6e24c1c326efec9b76bec2.jpg[/img] Нет, она не грезила с детства этим ремеслом, но жизнь сама привела ее к этому искусству. Все началось, когда обычную яшкульскую девушку ее сестра, работавшая тогда в хуруле, сумела приблизить к божественному, как говорит сама Татьяна, таинству. Часто видя в храме буддийские танки, она чувствовала необыкновенную теплоту. Интерес к ним стал расти, когда взяла кисть и сделала несколько мазков. Влюбившись в древнее искусство буддийских монахов, 20-летняя девушка приняла решение во что бы то ни стало выучиться ремеслу. Ее поступление в специальное учебное заведение стало возможным благодаря шаджин-ламе Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. Именно по его рекомендации девушка стала студенткой заветного вуза. [img]http://asiarussia.ru/upload/iblock/ff4/ff4425865fc0999d8e6b238d2e4f0796.jpg[/img] - Пять лет в Индии пролетели незаметно, - вспоминает Татьяна, - то были счастливые годы постижения божественного искусства. Педагоги делились секретами мастерства, а мы, студенты, с удовольствием, как губка, все впитывали в себя. Сегодня Татьяна – взрослая женщина, у нее есть своя семья. Она – преподаватель творческого объединения «Танкопись» в республиканском центре детского творчества, обучает этому мастерству школьников. [img]http://asiarussia.ru/upload/iblock/96b/96b71f01f465f4357bdffe2247723568.jpg[/img] - Сначала натягивается холст (белая хлопчатобумажная ткань), затем накладывается заранее приготовленная смесь из животного и растительного клея, поверхность грунтуется, - рассказывает художница. - Потом на высушенную основу накладывается иконографическая сетка, выполненная карандашом, которая позже обводится тушью. [img]http://asiarussia.ru/upload/iblock/d6a/d6add94a07bef1244c32ef7b271de5c2.jpg[/img] Затем сетка ластиком стирается, и художник приступает к нанесению минеральных красок. Следующий этап – это тени, придание линиям четкости, изображение золотых украшений и природы. Финальным аккордом в создании красочного полотна будет написание глаз божества. - В создании танки,- говорит художница,- недопустима ошибка: считается, то если лицо, глаз или палец божества хоть на миллиметр не будут соответствовать канону, художник в следующей своей жизни обретет такие же внешние недостатки. [img]http://asiarussia.ru/upload/iblock/19c/19c52e74de33c4a04e9f8b38145e566d.jpg[/img] [img]http://asiarussia.ru/upload/iblock/319/3193aca9b4d5cab5cb79c0900959eb73.jpg[/img] Однако, не в этом главная ответственность создания танки, считает мастер. Изображенное божество несет в себе чудесный смысл, ему молятся и поклоняются, просят избавления от болезней. К примеру, человеку, испытывающему танталовы муки, по совету монаха поможет определенное божество с каким-то индивидуальным штрихом, к примеру, с цветами, или в окружении других божеств, но при одном условии: танка должна быть создана за время от заката до рассвета. Только тогда она спасет этого человека от страданий. В этом, говорит Татьяна, главное предназначение танки и ее создателя, пишетhttp://khurul.ru/?p=17560" target="_blank" rel="nofollow"> «Элистинская панорама».</p>