Живой символ буддизма, или дерево Бодхи шагает по планете
Маленький грязный городок Бодхгайя, который находится в беднейшем штате Индии – Бихар, ежегодно привлекает к себе миллионы туристов. Этот поток растет с каждым годом с начала XX века, с тех пор, как британский археолог Кэннингэм и сингальский буддист Анагарика Дхармапала вернули это место буддистам.
Маленький грязный городок Бодхгайя, который находится в беднейшем штате Индии – Бихар, ежегодно привлекает к себе миллионы туристов. Этот поток растет с каждым годом с начала XX века, с тех пор, как британский археолог Кэннингэм и сингальский буддист Анагарика Дхармапала вернули это место буддистам. Паломников влечет к себе старый фикус священный (лат. ficus religiosa) – дерево, под сенью которого две с половиной тысячи лет назад Сиддхартха открыл великую тайну бытия. Древняя буддийская легенда говорит о том, что после многих лет безуспешных поисков ответов на вечные вопросы молодой царевич осознал ошибочность пути изнурительного самоистязания. Тогда он омыл свое тело в водах протекавшей неподалеку реки и отправился навстречу своей великой судьбе. В роще священных фикусов Сиддхартха облюбовал себе одно из деревьев, смастерил подстилку из листьев и травы и поклялся не вставать с нее, пока не откроет миру путь к спасению. Через несколько дней это, наконец, произошло. А потом в течение еще нескольких дней Сиддхартха с благодарностью взирал на дерево, под сенью которого он стал Буддой. Так дерево Бо обрело бессмертие и стало одним из главных символов буддизма, подобно христианскому распятию или мусульманскому полумесяцу.
На входе в парк, где растет дерево Бо, нужно снять обувь или надеть бахилы. Обойдя по кругу величественное здание храма Махабодхи, паломники видят то, ради чего проделали свой путь в этот бедный городок. Ветви дерева раскинулись широко, и под его сенью паломники ждут дуновения ветра, которое, возможно, сорвет листочек или веточку с этого самого священного дерева в мире. Мальчишкам, торгующим засушенными листьями «с того самого дерева» уже мало кто верит. За подлинные листья туристы готовы платить по 500 долларов США за штуку. Вокруг дерева установлены камеры внешнего наблюдения, чтобы защитить дерево от негодяев, обрывающих его листья. Они были установлены после того, как выяснилось, что охранники парка продавали ростки с дерева богатым туристам за тысячи долларов. Кругом целый парк точно таких же фикусов, но всех интересует только один из них, огороженный металлической оградкой. Ее, кстати, установили для защиты от диких слонов. Людей греет вера в то, что именно под этой благородной кроной произошло великое таинство. Но так ли это? На самом деле возраст этого дерева известен. Ему, увы, всего лишь около 140 лет. В 1881 году его посадил британский археолог сэр Джон Маршалл, но об этом чуть позднее.
История дерева Бодхи полна событий. Во времена и несколько веков после ухода Будды Шакьямуни его последователи поклонялись дереву как святыне. Долгое время это вообще была единственная буддийская святыня, если не считать Сандалового Будду. Во II веке до нашей эры дерево постигли бедствия. Царь Ашока, яркий представитель блестящей индийской династии Маурья, поклоняясь дереву, под которым Будда достиг просветления, вызвал тем страшную ревность своей супруги Тисьяракшиты. Возможно, это был единственный в истории случай, когда жена приревновала мужа к дереву. Эта ревность оказалась разрушительной, и по приказу царицы легендарное дерево было срублено. Благочестивая дочь Ашоки принцесса Сангамитта успела спасти отросток с дерева, привезла его в буддийскую Шри-Ланку и в 288 году до нашей эры посадила росток в городе Анурадхапура. Выросшее дерево, которое сингальцы уважительно называют Джая Шри Маха Бодхи, живо и поныне. Ему уже 2300 лет, и оно официально считается самым старым деревом, посаженным человеком. Дерево Джая Шри Маха Бодхи также многое повидало на своем веку. Только в XX веке его порядочно потрепали штормы, сумасшедший фанатик в 1929 году пытался его срубить, а в 1985 году тамильские террористы расстреляли у его подножия нескольких буддийских монахов. Но несмотря ни на что дерево продолжает жить.
А как же дерево в Бодхгайе? Уничтоженное ревнивой женой Ашоки, дерево проросло из своих корней. Ашока распорядился поливать молодые ростки молоком и окружил их трехметровым каменным забором. В VII веке китайский паломник Сюань Цзан еще видел его остатки. Буддисты считают, что это дерево не просто дало приют Сиддхартхе в самый важный момент его жизни. Дерево Бо – это мировая ось, вокруг которого вращается все мироздание. Прямо над ним на немыслимой высоте расположена самая высшая точка сансары – небеса Акаништхи. Глубоко под его корнями находится самый нижний из буддийских адов – Авичи, где избывают свою карму убийцы будд и те, кто намеренно вносил раскол в общину. Когда настанет конец мироздания и сансару пожрет космическое пламя, дерево Бодхи сгорит последним. Когда по закону бытия мир сансарического существования вновь возникнет из пепла, он начнется с дерева Бодхи. Дерево Бо – это главный символ буддизма. У него даже есть свой день. 8 декабря буддисты мира празднуют день дерева Будды
После смерти Ашоки дерево снова было срублено, на этот раз по приказу индуистского царя Пушьямитры Сунги. И снова корни дали новые ростки. В VII веке нашей эры дерево Бодхи было уничтожено по приказу бенгальского короля Шашанки, а его корневая система выжигалась несколько дней. Но на обогащенной золой почве дерево проросло снова, а рядом с ним в X веке бирманские монахи построили храм Маха Бодхи. После мусульманского завоевания северной Индии буддийские святыни были на много столетий преданы забвению. На жизнь дерева больше уже никто не покушался, но оно перестало быть объектом почитания. В храме Махабодхи поселились шиваиты, а буддизм остался где-то в далеком прошлом. Дерево благополучно дожило до 1876 года, широко раскинуло постаревшую крону, пока однажды его не свалил сильный шторм.
Буддисты заново открыли свои святыни через много веков спустя, в конце XIX века. Британский археолог сэр Каннингэм, который вел раскопки в Бодхгайе, не только способствовал реставрации древнего храма Махабодхи. В 1881 году его коллега, первооткрыватель Хараппской цивилизации Джон Маршалл посадил новое дерево Бодхи на месте упавшего. Для этого известный сингальский буддист, основатель Всемирного братства буддистов Анагарика Дхармапала привез саженец от старого дерева из Анурадхапуры. Ростки прижились, и прямой потомок «того самого» дерева снова стал объектом почитания буддистов. Но на этот раз поток почитателей приобрел поистине глобальные масштабы. Круглый год, и в сезон дождей, и в период засухи буддисты со всего мира приезжают в Бодхгайю, чтобы воочию увидеть «то самое дерево». И уже не важно, что в Бодхгайе они видят внука настоящего дерева Бо. Дерево стареет и уже поражено различными возрастными болезнями. Комитет храма Махабодхи и Институт исследования лесов (Дерадун, Индия) уже с тревогой констатируют, что чрезмерно разросшиеся ветви дерева могут в любой момент привести его к падению. Этими организациями разработан поэтапный план по минимизации рисков. Мониторинг состояния дерева ведется постоянно. Его ежегодные результаты публикуются в Интернет.
Не только паломники посещают дерево. С недавних пор само дерево зашагало по планете. Ростки из Бодхгайи и Анурадхапуры дали жизнь множеству других деревьев. Уже стало традицией высаживать ростки, официально взятые от дерева Бо в буддийских вихарах Азии – от Таиланда до Японии. Считается, что дерево предотвращает засуху и излечивает болезни. В 1970 году Пандито Хамбо-лама Жамбал-Доржи Гомбоев привез из Бодхгайи ростки дерева и посадил их в Иволгинском дацане. Для этого на территории дацана построили специальный обогреваемый стеклянный павильон. Так Бурятия стала самой северной точкой произрастания генетического потомка легендарного дерева Будды. Бурятскому дереву Бо уже более 40 лет. А недавно информационные агентства сообщили, что посетивший Шри-Ланку бывший президент Калмыкии, президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов договорился с представителями буддийской общины Шри-Ланки о том, что ростки дерева Джая Шри Маха Бодхи будут доставлены в Калмыкию. До этого, в 2011 году сингальские монахи уже привезли в элистинский Центральный буддийский храм мощи Будды Шакьямуни. По правилам, принятым сингальской буддийской общиной, в случае, если саженец дерева из Анурадхапуры вывозится за пределы острова, к нему должен быть прикреплен хранитель, лицо, лично ответственное за его благополучие. В случае с Калмыкией таковым назначен Кирсан Илюмжинов, который по признанию сингальских буддистов, многое делает для распространения и укрепления учения Будды. Церемония посадки саженца должна была состояться этой весной, однако в силу различных политических соображений Кирсан Илюмжинов пока не принял решение, станет ли Калмыкия домом для дерева Бо.
Пока же дерево Бодхи на территории России растет только в Бурятии. Однако с недавнего времени семена или саженцы дерева Бодхи из Шри-Ланки или Бодхгайи можно приобрести онлайн. Их распространяют те, кто когда-то получил семена, вырастил деревья и готов поделиться со всеми желающими саженцами или семенами бесплатно. Ведь дерево Бо можно выращивать даже в домашних условиях, если строго следовать всем рекомендациям специалистов. Значит, можно смело говорить о том, что потомки «того самого» дерева уже расширяют ареал своего произрастания в глобальном масштабе, и каждый буддист может завести себе личное дерево Бодхи.
В сюжете: Бодхи