Пять фактов, которые нужно знать о Пандито Хамбо-ламах
Пандито Хамбо-лама (или Бандидо Хамбо-лама) - название должности и почетный титул главы религиозной организации “Буддийская традиционная сангха России” (до 1996 г. Центральное духовное управление буддистов).
- Пандито Хамбо-лама (или Бандидо Хамбо-лама) - название должности и почетный титул главы религиозной организации “Буддийская традиционная сангха России” (до 1996 г. Центральное духовное управление буддистов). Пандито Хамбо-лама не является главой буддистов России, как это часто ошибочно подаетсяв СМИ. Буддийские общины в России никогда в истории не были объединены и централизованы. В период Российской империи бурятские и калмыцкие буддисты находились в ведении разных министерств (МВД и Министерства государственных имуществ соответственно). При этом глава калмыцких буддистов - Шаджин-лама - никогда административно не зависел от Хамбо-ламы. Устойчивое представление о Пандито Хамбо-ламах как о главах буддистов России сложилось в советское время, когда администраций калмыцких и тывинских буддистов не существовало, а с 1945 по конец 1980-х гг. Пандито Хамбо-лама был единственным буддийским иерархом в стране. В ведении у сегодняшнего Хамбо-ламы находится наибольшее количество буддистов в России, и в силу этого факта, но не в силу юридического статуса, он может считаться самым весомым буддийским лидером в стране.
- Титул “Бандидо Хамбо-лама” является сложносоставным и имеет индо-тибетское происхождение. “Бандидо” - санскритское слово “пандита” в искаженном монгольском произношении. В древней Индии “пандитами” называли знатоков санскритской классической литературы, что-то вроде древнеримских антиквариев. В буддийской традиции слово “пандита” получило более конкретное значение - изучивший десять буддийских наук, в числе которых изобразительное искусство, грамматика, медицина, логика, буддийская доктрина, астрология, поэтика, просодия, лексикография и драматургия. “Хамбо-лама” - монгольская передача тибетского слова “кенпо-лама”, которое означало старшего монаха, имевшего право возглавлять церемонию посвящения в монахи. Обычно кенпо-ламы являлись настоятелями монастырей. В строгом смысле Бандидо Хамбо-ламой был только первый представитель этой линии - Дамба-Даржа Заяев, получивший в начале XVIII века звание “габжу” (тиб. десять трудных [наук]) в одном из тибетских монастырей. В те времена это звание давалось немногим избранным, которые успешно проходили все испытания на знание десяти буддийских наук. В обычной речи титул принято сокращать до Хамбо-лама, в то время как в официальных обращениях этот титул произносится в своей полной форме. В дореволюционной России даже в официальных документах слово “Хамбо” было принято склонять - Хамбу, Хамбой, Хамбе. В наши дни слово “Хамбо” перестало быть склоняемым. Вероятно, из-за двусмысленных коннотаций слова “Бандидо” (в некоторых европейских языках, в частности в испанском, bandido = бандит), сегодня титул принято произносить как “Пандито Хамбо-лама”.
- Должность Пандидо Хамбо-ламы является выборной, однако так было не всегда. Уже первый обладатель этого титула, упоминавшийся нами Дамба-Даржа Заяев, пытался передать его по наследству своему племяннику Содномпилу Хетурхееву. Вплоть до 1853 года титул передавался по наследству внутри семьи Ишижамсуевых рода хатагинов. Так, Дымчик Ишижамсуев приходился племянником предыдущему держателю титула Жимбе Ахалдаеву (1712-1797). В 1801 году он передал титул своему брату Гавану, пока в 1835 году не состоялись первые выборы Хамбо-ламы с участием представителей от всех дацанов. В итоге выборы все равно выиграл представитель семьи Ишижамсуевых - Чойван, но с тех пор выборный принцип всегда соблюдался. Однако вплоть до конца империи выборы отнюдь не гарантировали занятие должности. Кандидатура должна была быть утверждена сначала Иркутским генерал-губернатором, а затем императором. Обычно сугунды (собрание представителей от дацанов и мирян) выдвигало две-три кандидатуры, из числа которых власти выбирали и назначали наиболее компромиссную фигуру. Формально российские власти могли в любой момент сместить с должности провинившегося Хамбо-ламу, однако так за весь имперский период произошло только однажды. Хамбо-лама Чойроп Ванчиков был уволен с должности из-за конфликта с губернскими властями. С середины XVIII века сменилось 23 Хамбо-ламы. Нынешний Хамбо-лама является 24-м. Как правило, Хамбо-ламы избирались и назначались пожизненно, однако целый ряд Хамбо-лам покинули должность по собственному желанию (Чойдор Мархаев (1838-1878), Чойнзон Иролтуев (1843-1918), Даши-Доржи Итигэлов (1852-1927), Жамбал-Доржи Гомбоев (1897-1984)), были смещены властями (Чойроп Ванчиков (1808-1873)) или членами сангхи (Чойдоржи Будаев (род. в 1959 г.)). Нынешний Хамбо-лама Дамба Аюшеев занимает данную должность с 1995 года.
- Резиденция первого Пандито Хамбо-ламы находилась в Цонгольском дацане, недалеко от Кяхты. Однако после его смерти право резиденции стал оспаривать Гусиноозерский дацан. В конце XVIII века в Забайкалье сложилась ситуация двоевластия, когда одновременно существовало два Хамбо-ламы - в Цонгольском и Гусиноозерском дацанах соответственно. В качестве арбитра обе стороны пытались привлечь российскую администрацию, которая долгое время предпочитала не вмешиваться в конфликт. В бурятских хрониках рассказывается об анекдотичном решении затянувшегося конфликта. Якобы, иркутские губернские власти вручили положительное постановление представителям обеих сторон с условием, что действительным будет то, которое первое будет вручено чиновникам в Селенгинске по другую сторону Байкала. Представитель Гусиноозерского дацана в стремлении оторваться от своего цонгольского соперника решился переправиться через Байкал на лодке, несмотря на штормовую погоду. Рискуя, он сократил путь и обеспечил лидерство за своим дацаном. Так или иначе, но с начала XIX века Гусиноозерский дацан становится центром бурятского буддизма. В 1937 году Гусинозеркий дацан был закрыт, а его здания были превращены в арестантские бараки. Такая же участь постигла и другие дацаны. После восстановления в 1945 году буддийской общины резиденция Хамбо-ламы была перенесена во вновь отстроенный Иволгинский дацан, где находится и поныне.
- Должность Пандито Хамбо-ламы была лишь одной в ряду пышных титулов, которые носили бурятские ламы. Но в войне титулов победил именно этот. В 1767 году Дамба-Даржа Заяев был избран депутатом в Уложенную комиссию и прибыл в этом качестве в Москву. Там ему удалось попасть на аудиенцию к Екатерине Великой, которая утвердила это звание на Высочайшем уровне. И хотя никаких документов об официальном признании титула за подписью Екатерины не сохранилось, именно это событие считается началом отсчета истории института Пандито Хамбо-лам. В 2004 году БТСР отпраздновала 240-летний юбилей института Хамбо-лам. В истории взаимоотношений между Хамбо-ламами и высшими лицами страны были разные эпизоды. В середине XVIII века Хамбо-лама Дамба-Даржа Заяев вел переговоры с представителями империи Цин о бегстве бурят из России, опасаясь, что буддизм в России не будет иметь перспектив развития. В 1872 году Хамбо-лама Дампил Гомбоев (1831-1895) возглавил кампанию неповиновения властям, когда по инициативе Иркутского генерал-губернатора в Забайкалье начался снос культовых мест буддистов. Однако по большей части Хамбо-ламы выражали лояльность властям. Так, Хамбо-лама Чойнзон Иролтуев (1843-1918) убеждал бурят принять непопулярную волостную реформу, Хамбо-лама Даши-Доржи Итигэлов (1852-1927) организовывал сбор средств для поддержки российских войск на фронтах Первой мировой войны. В советское время Хамбо-ламы служили проводниками советских интересов в буддийской Азии. Нынешний 24-й Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев (род. в 1962 г.) единственный из буддистов входит в Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, был членом Общественной палаты России. Ни калмыцкий Шаджин-лама, ни тывинский Камбы-лама никогда не входили в эти органы.
В сюжете: хамбо лама