Как «встретить идама», или о природе демона мары
АРД продолжает публикации заметок Аюра Цырендоржиева о его практике в буддизме. Как и раньше, наш автор ничего не навязывает, но лишь фиксирует то, что видит «на пути» - глядя внутрь себя. Прошлый месяц Аюр провел в «Малом Тибете» - городе Ладакх на севере Индии. Туда на учения Его Святейшества Далай-Ламы XIV съехались паломники со всего света. Из Бурятии, Калмыкии… В это время Аюр записывал то, что пришло ему о некоторых ключевых понятиях практики буддийского Учения. А также сделал чудесные фото с места событий, на которых предстают счастливые и красивые лица людей. Для многих те дни могут остаться «главными в жизни». Ведь эта жизнь для практиков – тоже всего лишь путь к освобождению…
Предваряя текст Аюра об одном из аспектов практики тантры, также считаем нужным привести в качестве пояснения то, что сам автор сказал в ходе недавнего «диспута» по поводу его заметки - о значении термина «вера» в буддизме:
“Есть в тибетском слове такой термин как dad pa, что значит “вера”. И в текстах он часто мелькает, если не сказать, что мозолит глаза. И трактовка его такова, что вера – результат осмысленного умозаключения, а не слепого следования. И человек верующий – это тот, кто отбросил сомнения через анализ или личный опыт, в котором обрел непоколебимую уверенность в объекте своей веры. И вера имеет отличия от «слепой веры», которая обозначается термином smongs dad.
Слова нужны для понимания, а не для споров. Не важно, откуда они взяты – важно то, что мы подразумеваем под ними, даже если это слова из тетрадки первоклассника или из Библии. Концепции, сотканные неведением, наделяют их образами и определенными клише. Но изначальная мудрость всегда свободна от слов. Главное - что понимает под словами тот, кто их использует, а не само слово, которое не имеет свой сути и истинной природы.
Тантра выходит за рамки логики, так что там проверять приходится только на своем опыте, доверяя и вверяясь Учителю. Это путь не для тех, кто сомневается. Пример: Миларепа, Марпа, Индрабодхи, Сараха…”.
Аюр Цырендоржиев на учениях Далай-Ламы XIV в июле 2014 года...
Как «встретить идама», или о природе демона мары
Во время практики тантры у каждого верующего человека возникает желание встретить свое божество или идама лицом к лицу, как это описывается в жизнеописаниях великих махасиддх прошлого. Насколько подобное желание способствует духовному созреванию?
Все зависит от того, под каким углом это желание возникло, с чем связано и как оно осуществляется. Возможно, вначале это некое желание утверждения собственной значимости и возвышенности над другими.
Монастырь Хемис линии другпа Кагью. Ладакх. Северная Индия.
Мысль о том, что «я увижу божество и получу особенные способности», может тешить самомнение достаточно большого количества убежденных в вере людей. Не становится ли подобная мысль происками темных сил, воплощенных в цеплянии за Я? Ведь именно так проявляется настоящий мара, усыпляя бдительность и вскармливая лживыми обещаниями мнимого удовлетворения желаний.
Если не удалось распознать и пресечь подобные концепции, то в этот момент вместо духовной практики, человек занимается лицезрением настоящего демона.
Во время учения Его Святейшества Далай Ламы в Ладакхе. Девушка несет тибетский чай для монахов.
Цепляние за “я” и "мое" и за "другие" и "чужое" - есть природа мары. Созерцание идама как отдельного от ума или как имеющего самосущность, подобно превращению божества в злого духа.
В тантрах указывается на необходимость ясного понимания природы божеств, на то, что они не имеют ничего общего с тем, что мы думаем о них концептуальным сознанием, отделяя от себя и других, как самосущных и свободных от нашего осознания истинной природы.
В едином потоке пробужденной активности пребывают идамы, порождаемые волей существ к освобождению. Поэтому, лицезрение идама – не процесс постижения существа, чуждого нашей природе, а ее непосредственное проявление, освобождающее от оков несвободного состояния.
Ладакх в лицах...
Природа сострадания, любви, мудрости, блаженства и т.д., заложенные в каждом, в зачаточном состоянии – все это и есть идамы. Которые словно семена в сухой земле, не проявляют себя, пока не прольется дождь Абхишеки-посвящения.
Недаром тантрическое посвящение называют "Абхишека, приводящая к созреванию". А сама практика созерцания божеств, подобна бережному уходу и взращиванию маленьких ростков до могучих деревьев божественного сада, дарующих плоды бессмертия.
Только добродетельному, мудрому и усердному "садовнику" под силу получить великолепный урожай высших и обычных сиддх, не задетых градом восьми мирских желаний.
Монахини...
Поэтому те, кто опирается на высшую тантру в надежде снискать славу, богатство, величие и счастье только для себя и близких – обречены на провал. Концепция разделения подтачивает основу пробуждения, в которой выражается единство природы всех существ, что изначально связаны друг с другом одним желанием счастья и нежеланием страдания.
И пробуждение невозможно без заботы о других, также как и без понимания взаимообусловленной природы всего существующего. Так как эти два аспекта ума, называемые относительной и абсолютной бодхичиттой, обуславливают путь к состоянию Будды, поэтому, при их наличии - любой идам сам проявится перед вами, хотите вы этого или нет.
Немного о пробуждении ума…
Ум можно развивать по-разному. И не каждое развитие ведет к счастью.
Прогресс, как следствие неудовлетворенности, не является показателем осуществления душевного покоя и удовлетворения. Наоборот, исследования показывают обратное возрастание внутреннего напряжения и неудовлетворенности с чрезмерным обретением внешнего комфорта. Поэтому, следует направить внимание вовнутрь – туда, откуда и возникает само понятие счастья.
Приятные и отталкивающие явления не являются абсолютными со стороны самих объектов, но возникают как личные представления о тех или иных вещах – иначе все привлекательное оставалось бы таким для всех, без исключения, а неприятное – никогда бы не стало иным.
Ошибка думать, что объективность абсолютна и не зависит от субъективного восприятия, которое как раз и есть ключ к разгадке страдания и счастья любого существа.
Даже если покорим все земли и обретем все несметные богатства, мы так и останемся неудовлетворенными.
Наш ум будет без изменений, со своими страхами и переживаниями. И возможно, когда уже не останется ничего из того, что можно завоевать и обрести – тогда-то и “откроются глаза”.
Мы захотим спокойствия, того душевного умиротворения, что даст нам долгожданный отдых. Ведь мы всю жизнь бежали куда-то, бежали за чем-то и за кем-то, словно в погоне за иллюзорной радугой. Не понимая, что настоящая основа счастья всегда была с нами. С самого рождения. В нашем уме, в нашем сердце.
Фото: Аюр Цырендоржиев
В сюжете: буддизмучения Далай-ламытантраАюр Цырендоржиевдемоныидамыпрактика