Потала – дворец Далай-лам Тибета
Дворец Потала –самый замечательный образец тибетской архитектуры, символ Тибета, его культуры и цивилизации.
Потала – это санскритское название священной горы, на которой по индуистским поверьям обитает бог Шива. Буддисты же считают, что гора – это чистая обитель бодхисатвы сострадания Авалокитешкары, по-тибетски – Рибо Дудзин.
Точно неизвестно, когда было начато строительство дворца. «Летописи царей Тибета» говорят, что 27-й царь Тибета Лхатхотхори Нянцен (IV в.) жил во дворце на Красной горе, другие источники относят строительство дворца к VII веку – времени правления основателя тибетской империи Сонцзэн Гампо. В 631 г. он перенес столицу в Лхасу и построил на вершине Красной горы (Марпори) Белый дворец. Затем он женился на непальской и китайской принцессах, которые привезли с собой в качестве приданного бесценные статуи Будды.
Строительство дворца в том виде, в котором он известен всему миру, относится уже к XVII веку. После смерти Великого Пятого, как тибетцы почтительно называют Далай-ламу V, Деси Сангье Гьяцо – его советник, а затем великий регент Тибета, начал постройку Красного дворца. Для того, чтобы строительство было завершено без эксцессов, он в течение 12 лет скрывал смерть Далай-ламы. В 1694 г., через 50 лет после начала постройки, было завершено строительство этого самого величественного образца тибетской архитектуры.
В начале XX в. дворец достраивался Далай-ламой XIII еще в течение 8 лет. После его кончины тибетское правительство Кашаг пристроило в западной части Красного дворца дополнительную залу, куда была помещена гробница усопшего. Эта постройка стала последней во дворце.
Далай-лама XIV жил во дворце до своего бегства в Индию в 1959 г. Сегодня его резиденция доступна для посетителей. К счастью, дворец не подвергся разрушению в годы Культурной революции. После 1989 г. здесь были проведены реставрационные работы: реновация всех полов, ремонт здания, гробниц V и VIII Далай-лам, буддийских святилищ и помещений Кашага.
Архитектура дворца соответствует общетибетскому стилю. Основание заложено, сообразуясь с природой самих скал, не затрагивает выступы, а только заполняет углубления. Потала состоит из Белого и Красного дворцов, причем Красный дворец возвышается, как бы вырастая из окружающей громады Белого дворца, создавая непередаваемое ощущение мощи и вместе с тем воздушности всего сооружения.
Во дворец ведут три каменные лестницы с лицевой стороны и две дороги с северо-запада и северо-востока. Считается, что во дворце имеется 999 залов, как и во времена царя Сонцзэн Гампо.
Общая площадь построек Поталы составляет 41 га. Дворцовый комплекс включает в себя огромное количество святилищ, помещения со ступами Далай-лам, покои Далай-лам, Намгьел-дацан, офисы тибетского правительства Кашаг и департамента религии Игцан, буддийскую академию.
На горе также располагались штаб тибетской армии, типография, тюрьма, конюшни, водокачка. Главное здание дворца состоит из 13 этажей, его высота – 117,19 м, золотая крыша находится на высоте 3764 м над уровнем моря. Ширина дворца с востока на запад более 400 м, с юга на север – более 500 м. Больших и малых залов – около 1000, их общая площадь более 130 000 кв.м.
Внешние стены Поталы построены из гранита, их ширина – 5 м, фундамент стены погружен в холм, в межстенную прослойку добавлено железо, вследствие чего здание имеет антисейсмические свойства, для защиты от грома и молний специально установлены религиозные атрибуты – золотые крыши, золотые полотнища и золотые стелы.
Бурятские паломники у подножья дворца
Белый дворец – это место, где Далай-ламы жили и занимались государственными и политическими делами. Для посещения доступна лишь мансардная часть Белого дворца. Вход в него идет от главных ворот.
Пройдя через проход, посетитель выходит на площадку-крышу Белого дворца, на которой проводились праздничные церемонии. Площадка располагается приблизительно в 60 м от земли. Помещение на крыше справа от прохода – это тронный церемониальный зал. В нем доминирует огромный трон Далай-ламы V. Справа над троном висит большой реалистично исполненный портрет Далай-ламы XIII. Висевший слева портрет Далай-ламы XIV в настоящее время убран.
Далее следует комната, в которой Далай-ламы принимали посетителей. В ней имеются редкие бронзовые статуи тантрических божеств. Следующая комната – это алтарь хранителей учения: 6-рукого Махакалы, Пелден Лхамо и Дордже Дракдена. В ней также находятся ритуальные принадлежности нынешнего Далай-ламы XIV. Последняя комната – это личная спальня Далай-ламы с некоторыми его личными вещами. С крыши Белого дворца открываются прекрасные виды Лхасы и ее окрестностей.
В Красный дворец ведет лестница на дальней стороне крыши-площадки. Там находятся главные святыни Поталы. Самыми древними и наиболее почитаемыми помещениями Поталы являются келья, бывшая пещера для медитации царя Сонцзэн Гампо, и храм-святилище Локешвары. Келья царя представляет собой маленькое, темное помещение со множеством статуй, главной среди которых является статуя царя Сонцзэн Гампо. Святилище Локешвары также относится к древнему периоду распространения буддийского учения, а находящаяся внутри статуя Арья Локешвары по своей древности превосходит статуи, привезенные женами царя Сонцзэн Гампо.
Ступы-гробницы Далай-лам Тибета – еще одна особая достопримечательность Поталы. Самой великолепной является ступа Далай-ламы V. Она расположена в западном флигеле 4 этажа Красного дворца, построена в 1690 г., высота гробницы 14,85 м. Ступа обклеена золотыми пластинами общим весом 3 724 кг, инкрустирована 18 677 драгоценными камнями и жемчугом. Говорят, что на постройку ступы ушло все золото и драгоценные камни тибетского казначейства.
Кроме того, по некоторым сведениям, во время пребывания Далай-ламы V в столице цинский император пожаловал ему 103 золотых слитка, 37 золотых курильниц, 30 золотых подносов и 1 золотой меч, которые также помещены в ступу. В основании ступы располагаются золотые светильники, золотые чаши, древний фарфор и другие религиозные атрибуты, с потолка свешиваются шелковые поперечные занавеси и роскошные покрывала, на полу расстелен тибетский ковер.
Гробница Далай-ламы XIII (1876-1933) является второй по величине, но не по значимости. Она находится на верхнем этаже Красного дворца. Высота ступы 14 м, при ее возведении было использовано 590 кг золота и более 40 000 драгоценных камней. В святилище имеется полуметровая ступа, сделанная из 220 000 жемчужин. Она считается в Китае самой ценной жемчужной ступой, превосходящей «первую в стране жемчужную ступу» на горе Путошань.
Следует отметить, что институт Далай-лам реализовался в полном смысле своего предназначения лишь при правлении Великого Пятого и Великого Тринадцатого, чьи ступы являются наиболее почитаемыми реликвиями Поталы. Во дворце находятся ступы всех Далай-лам, живших в период между этими двумя великими правителями Тибета, кроме VI-го. Однако судьба этих Далай-лам была во многом трагической, и они не смогли сыграть значительную роль в истории своей страны.
Далай-ламы VII (1708-1758) и VIII (1759-1804) из-за политических катаклизмов и возвышения Цинской империи не имели реальной политической власти в стране, а IX (1805-1815), X (1817-1838), XI (1838-1855) и XII (1856-1875) Далай-ламы умерли скоропостижно до достижения ими полноценного возраста для управления страной. Хотя и нет доказательств их насильственной смерти, однако факт преждевременной кончины четырех последовательных правителей Тибета навевает на весьма определенные подозрения о причине случившегося.
В Красном дворце в среднем этаже находится зал Намгьел дацана. Здесь расположено множество святилищ, в которых находятся великолепные буддийские статуи. Живопись Поталы в основном представлена настенными фресками и танка, среди которых огромное количество бесценных экземпляров. Большая часть настенной росписи относится ко времени правления Далай-ламы V.
В настоящее время дворец Далай-лам Тибета Потала превращен в огромный музей, в котором хранятся бесценные сокровища тибетского искусства. Толпы китайских и иностранных туристов ежедневно посещают дворец. Во время моего последнего визита во дворец осенью 2010 г. для посещения были открыты всего лишь несколько помещений. При этом туристам запрещалось приходить во дворец без гида. Тибетским же паломникам разрешено свободно посещать дворец в отведенное для них время.
В сюжете: потала