Практика Чод
Писатель и лама Алексей Тенчой сегодня рассказывает читателям АРД о практике Чод.
Чод – это глубинный превосходный путь объединения метода и мудрости, или быстрый путь порождения плода всеведения в собственном потоке сознания. Слово "Чод" можно перевести с тибетского как "отсечение". Что же здесь отсекается?
Внешние галлюцинации, видения божеств и демонов происходят от внутреннего корня – концепции цепляния за "Я". Вот этот-то корень неведения и всех ошибочных представлений отсекается в процессе практики Чод.
Туган Лобсанг Чойки Нима разъясняет так: "Этимология слова Чод – “отсечение”. Название дано в соответствии с воздействием наставлений. Ведь посредством любви, сострадания и Бодхичитты* отсекается помышление о собственном благе. Пустотным воззрением отсекается корень сансары. Также его называют "Чод образа действий", так как это – образ действий пути метода и мудрости практики Бодхисаттв – Сынов Победоносного".
Чод представляет собой практику накопления йогином двух видов собрания заслуг и мудрости. Практика накопления мудрости красной линией проходит через весь ритуал. Каждый этап предвещается провозглашением слога "ПЕТ". В санскритском и тибетском написании он состоит из двух букв: "ПХА" и "ТА" они олицетворяют пути Парамитаяны или Сутраяны и Тантраяны слитые воедино в слоге "ПЕТ" и практике Чод. Так же эти буквы олицетворяют метод и мудрость. Само же слово "ПЕТ" означает "рассеки", "рассеки точно по середине" – воззрение срединности или воззрение Мадхьямики.
Не принимайте ложных воззрений, это лишь придаст сил вредоносным демонам. Старайтесь видеть всё подобным игре или иллюзиям. Не становитесь в позицию того, кто любит одно и ненавидит другое. Зарождайте любовь и сострадание ко всем. Срубите под корень все заботы об эго и веру в "Я", отдайте без остатка свои тело и жизнь духам в пищу. Молите из глубины своего сердца, чтобы эти существа заинтересовались истинной Дхармой, а также умиротворили свою ненависть.
Поэтому произнося этот слог йогин должен переживать опыт пустотности, благодаря этому вся практика пронизана накоплением мудрости. Процесс накопления заслуг проходит таким образом: в начале, посредством особенной для Чод практики пхова*, сознание выносится через макушку и остается снаружи, приняв форму Дакини.
Это чистое сознание далее созерцает материальное подношение трех пиров и духовный дар дхармы. Три пира это – белый пир, где чистые составляющие тела, такие как мозг и телесные соки (за исключением крови) посредством визуализации трех слогов "ОМ" "А:" и "ХУНГ", олицетворяющих ваджрные тело, речь и ум всех Будд, трансформируются в нектар, подносимый Учителям, Йидамам, Буддам, Дхарме и Сангхе. Красный пир, когда нечистые и грубые составляющие плоть, кровь, кости и т.п. посредством визуализации подносятся в качестве угощения голодным духам и существам низших сфер бытия.
Во время пестрого или разнообразного пира, посредством визуализации кожа разрубается на кусочки, которые, в свою очередь преобразовываются в те вещи, которые необходимы присутствующим на угощении гостям, как-то: дворцы-обители для Йидамов, монашеская одежда для монахов, места обитания, свита, супруги, дети, богатства, пища и т.п. После того как бестелесные духи, а эта практика главным образом направлена на них, насытятся, йогин предлагает им дар Дхармы, он разъясняет основные ее постулаты, просит духов отказаться от злых помыслов и не причинять вреда другим живым существам.
Затем гости провожаются в места их природного обитания. В заключение йогин памятует о том, что и дар, и дарующий, и получающий дар всего лишь наименования и существуют взаимозависимо. Это памятование специальная практика по накоплению собрания мудрости.
Всё переживаемое в образе духов, являющихся нам извне, возникает по причине того, что мы не искоренили цепляние за самосущее "Я".
Практика Чод учит: не принимайте ложных воззрений, это лишь придаст сил вредоносным демонам. Старайтесь видеть всё подобным игре или иллюзиям. Не становитесь в позицию того, кто любит одно и ненавидит другое. Зарождайте любовь и сострадание ко всем. Срубите под корень все заботы об эго и веру в "Я", отдайте без остатка свои тело и жизнь духам в пищу. Молите из глубины своего сердца, чтобы эти существа заинтересовались истинной Дхармой, а также умиротворили свою ненависть.
Прежде чем новичок будет сочтен пригодным, или допущенным к выполнению этого психически опасного ритуала, необходимы длительные проверочные периоды тщательной подготовки под руководством мастера. Этот ритуал должен быть выучен наизусть и запомнен. Должны быть выучены и освоены все шаги танца в отношении к различным геометрическим местам действия, вместе с произношением с соответствующей интонацией песен, ритмическими ударами в ручной барабан, называемый дамару*, так же и с извлечением звука из призывающей духов трубы – ганлина, сделанной из берцовой кости человека. Правильные способы разбивания символического шатра, использования ваджра, колокольчика и многих других ритуальных предметов, также должны быть хорошо усвоены и разучены.
Вначале практику, выполняющему ритуал Чод, предлагается визуализировать себя в качестве Богини Мудрости и извлекать звуки из трубы берцовой кости. Призывая Гуру* и просветленных существ, он начинает ритуальный танец, посвященный одной цели - ясного осознавания того, что сансара и нирвана на самом деле едины.
Освобождение от ограниченности ума – это преодоление сансары. Вот принципы Учения Чод, выраженные в краткой форме для облегчения практики.
Своими корнями Чод уходит в наставления по Праджняпарамите, данные самим Буддой через брамина* Арьядеву, и владетеля Майтрипу, доходит до Падампы Сэнге. Именно Падампа Сэнге во время своего третьего визита в Тибет передал эти наставления Кьё Шакья Еше и Ярлунг Масеру. Эта линия передачи носит название "Отцовский Чод". Кроме них, наставления по Чоду получила дакини в человеческом теле – досточтимая Мачиг Лабгьи Донма, предсказание о которой содержится в "Коренной Тантре* Манджушри". После неё линия передачи носит название "Материнский Чод". Она оформила Чод как превосходнейшие наставления для накопления собраний через подношение своего тела в жертву. Было также несколько линий передач, основанных на Терма.
Досточтимый Цонкапа получил передачу Чод от превосходного Манджушри вместе с другими наставлениями "Дхармачакры Манджушри". После Гьялвы Энсапы эта линия передачи носит название "Чод Энсапы".
В сюжете: практика Чодбуддизм