Особенности буддизма в Южной Корее
По правительственным данным в Южной Корее в 2006 году было лишь 22,8% буддистов при наличии 29,3% христиан и внушительных 46% неверующих. Еще 2,5% исповедуют другие религии, в числе которых вон-буддизм, чхондогё-буддизм, шаманизм, конфуцианство и ислам.
Если судить по этим показателям, Южная Корея уже как бы и не совсем буддийская страна, какой ее привыкли воспринимать в остальном мире. Хотя, как правило, на разных картах распространенности религий Корея помещена в буддийскую зону. И ладно бы речь шла о разных этнических группах, но в эти сто процентов входит абсолютное большинство этнических корейцев. Давно ли буддизм утратил свои позиции в Стране утренней свежести?
Буддизм как религия верхов
Звуки первых буддийских молитв корейцы услышали задолго до японцев. В IV веке буддизм проник на Корейский полуостров из соседнего Китая и быстро стал придворной религией в трех государствах, располагавшихся в этой части мира: Пэкче, Силла и Когурё. Для правящих династий буддизм был неисчерпаемым ресурсом легитимации власти, а для аристократических семей ассоциировался с утонченной культурой Поднебесной.
Библия на корейском письме
В период династии Корё буддизм еще сильнее укрепил свои позиции, но все также оставался религией верхов. Однако в XV веке, в период государства Чосон, Корея подверглась стремительной китаизации. На первый план выдвинулось конфуцианство, а буддизм оказался в опале. Нет, его не запрещали законодательно, но фактически задвинули на периферию страны.
Прежде могущественные буддийские монастыри лишились обширных земельных владений. Разнообразные буддийские школы для эффективного государственного контроля были объединены в две – сон и кё. Буддийским монахам было запрещено жить в городах, и вообще их приравняли в сословном отношении к самой низшей страте, наряду с рабами, актерами и проститутками.
Так началось падение некогда процветавшего корейского буддизма. И продолжалось оно не одно столетие. Даже на стыке XIX и XX века сторонние европейские наблюдатели так оценивали положение буддизма в Корее: «Положение монахов в настоящее время вообще весьма бедственное; …они должны ради дневного пропитания заниматься разными ремеслами, как, например, сапожным делом и выделыванием бумаги или глиняной посуды, обрабатывать небольшие участки земли, принадлежащие монастырям, а иногда даже отправляться просить милостыню, которая им из суеверной ли боязни, или по старой привычке охотно подается народом».
Ко всему прочему в XVIII веке здесь стало распространяться христианство.
Маленькие буддийские монахи
Христианство как символ борьбы за независимость
Первыми христианами в Корее были католические миссионеры. Они проникли сюда из соседнего Китая в конце XVIII века и поначалу не представляли большой угрозы. На страже традиционных религий Кореи стоял закон, запрещавший деятельность миссионеров в стране.
Тем не менее, число христиан в Корее росло, что вызвало жесткую реакцию властей. В начале XIX века христианство подверглось репрессиям и практически исчезло с полуострова. Несколько десятилетий спустя христианские миссионеры, на этот раз – протестантские, снова обосновались в Корее. Но теперь ослабленная страна была уже в другом положении – росла ее зависимость от европейских стран.
Изменилась и стратегия миссионеров. Христиане подчеркивали свою приверженность национальной корейской культуре, поддерживая корейскую письменность хангыль, к тому времени основательно подзабытую. Эта письменность, изначально изобретенная буддийским монахом, со временем стала письмом для беднейших и малограмотных слоев населения.
Корейские христиане
Конфуцианцы и буддисты, использовавшие ханчи (китайскую иероглифику), в этой ситуации автоматически оказывались как бы «иностранными агентами». Христиане наладили массовую печать своей литературы на корейском письме, что позволило им проникнуть вглубь корейского общества.
Период японской оккупации еще более сплотил христиан с корейскими массами. Оккупанты создали в Корее режим благоприятствования для буддизма, а христианство стало своего рода союзником и даже символом борьбы за национальную независимость. Так буддизм в Корее проиграл в очередной раз.
Южная Корея – часть христианской Азии
После Корейской войны страна, как известно, разделилась на две части по 38-й параллели. На севере быстро было покончено как с буддизмом, так и с христианством, равно как и со всем другими религиями. Сегодня в КНДР официально существует незначительное число буддистов и почти не осталось христиан. При достаточно терпимом отношении к буддизму Северная Корея занимает 1-е место в рейтинге стран, в которых притесняют права христиан.
Но в Южной Корее благодаря американской поддержке христианство окончательно укрепило свои позиции. С 1950 по 1980 годы число последователей христианства росло здесь по геометрической прогрессии – от менее чем 1 миллиона до 10 миллионов человек.
Так в XX веке Корея стала одной из самой христианских стран Азии. И причиной этого роста была не только помощь американской администрации, которая старалась поддерживать политиков-христиан и продвигать их на ответственные должности. В отличие от буддизма, христианство смогло развернуть масштабную социальную программу в разрушенной войной Корее.
Создание бесплатных школ и больниц, активная помощь в трудоустройстве, попечение сирот и защита прав женщин – сделали свое дело. Корейцы повернулись лицом к христианству. Сегодня Республика Корея входит в число лидеров по количеству христиан в Азии, уступая лишь Филиппинам, Индии и Индонезии. Христианкой пресвитерианской протестантской деноминации является и нынешний президент этой страны Пак Кын Хе.
Второе дыхание?
XX век принес буддизму новые испытания. С начала XV века буддизм в Корее оставался периферийной религией, базирующейся главным образом в деревнях. Буддисты были вытеснены из городов, отрезаны от ресурсов и образования. Короткий период благоприятствования при японцах обернулся новой волной презрения. Но упав на дно, буддизм неожиданно нашел новые возможности для экспансии.
22,8% буддистов в стране – это отражение не падения, а роста числа буддистов в стране. Южная Корея устала от европейского засилья. И эта усталость возвращает корейцам интерес к буддизму. Можно сказать, что буддизм становится важной составляющей национальной самоидентификации современных корейцев.
Судите сами, буддизм (если не считать шаманизм) – единственная религия, претендующая на статус хранилища культуры корейцев. Буддийские монастыри возвращаются в города, открываются буддийские радио- и телеканалы. Интерес корейцев к буддизму подогревается и ростом интереса к этой религии в глобальном масштабе.
Особенности «национального» буддизма
Буддизм в Корее имеет свои особенности. Подавляющее большинство буддистов объединено в орден Чогё, который возник 800 лет назад на основе чань-буддийских течений. Чогё издаёт еженедельную газету и журналы, имеет свой университет в Сеуле. В 1994 году это течение насчитывало 1725 храмов, более 10000 священнослужителей и около 10 миллионов верующих. Орден Чогё воспринимается в Корее как официальная и традиционная буддийская община Кореи.
Вон-буддийский священник
Весьма характерными для Кореи являются такие молодые синкретические течения как вон-буддизм и чхондогё. Вон-буддизм считается чем-то отличным от собственно буддизма, поскольку сочетает в себе принципы других религий. Одна из целей этой религии – создание единой мировой религии для всех людей.
Еще большей степенью синкретизма отличается и движение чхондогё, сочетающее в себе элементы буддизма, конфуцианства, христианства и даосизма. Эти религиозные течения отражают в себе сложный процесс религиозной истории Кореи, стремление примирить в обществе разные религии.
Пострижение мальчиков в монахи
С другой стороны, в том числе и по той же причине в Корее весьма высок уровень атеистов. Несмотря на все это религиозное многообразие, Корея отличается конфессиональной гармонией и миром. Даже столь давние противники, как буддизм и христианство никогда не опускались до открытой насильственной вражды. Борьба за души верующих в Стране утренней свежести протекает на принципах равной конкуренции в атмосфере восточного спокойствия. И буддизм в этой борьбе еще готов показать свою силу.