Бабушка Бодхисаттва, или таинственное благословение
Там, где сейчас находится монастырь Сера, некогда была ровная каменистая пустошь, которую называли «Местностью диких роз» и, даже когда в 1419 году Сакья — последователь Цонкапы — основал монастырь Сера, дикие розы еще долгое время служили ему надежной оградой от непрошеных гостей. Летом прошлого года в составе группы калмыцких паломников Елена Ользеева из Калмыкии побывала на Тибете и рассказывает читателям АРД об удивительном, даже мистическом, событии, происшедшем с нею в монастыре Сера.
Монастырь Сера находиться в Тибете и является одним из крупнейших монастырей-университетов традиции гелуг-па и одним из самых почитаемых буддистами мест.
Сера – это целый комплекс из множества корпусов, улочек и площадей. Приближаясь к первому монастырю, мы услышали громкие крики. Войдя во внутренний двор, мы увидели необычную картину. Молодые монахи в бордовых одеждах заполнили всю площадь, половина монахов сидели, другая половина, активно двигаясь как бы в танце, громко о чем-то спорила. Это был знаменитый философский диспут.
Тот, кто сидел, очевидно, задавал вопрос, тот, кто стоял, – отвечал. Диспут выглядел как спектакль, движения отвечающего были красивы, то плавными, то стремительными: протянув сопернику левую ладонь, правой ладонью он накидывал сверху с громким хлопком и проводил ею от начала кисти до конца. При этом в повороте, в прыжке на одной ноге, громко восклицая, наверное, приводя очень четкий доказательный аргумент.
Мы зачарованно смотрели, о-о-о, если бы мы еще понимали, о чем они спорят!
Покинув площадь, мы направились к главному монастырю. Навстречу шла молодая тибетская семья, празднично разодетая, за ручку вела маленькую симпатичную девочку, у которой носик был помазан черной краской. Я сфотографировала девочку, та охотно позировала, показав знак «победы». Я поинтересовалась у экскурсовода Славы, почему у девочки черный носик. Слава ответил, что это особое благословение.
- Можно ли нам получить такое? – спросила я.
- Уверены?
- Да.
- Хорошо, попробуем, - ответил Слава.
Монахи, проходящие обучение в монастырях Сера, Ганден, Дрепунг, Ташилхунпо, Гьюдмед, Гьюто и Рато проводят диспуты по буддийской логике (санскр. прамана, тиб. ценма) со своими сокурсниками из других монастырских учебных заведений.
В дацане, где стояла статуя Будды Шакьямуни, было много народу. Статуя была покрыта золотом и украшена драгоценными камнями. Наш проводник Слава, китаец по происхождению, где бы мы ни были, всегда обращал наше внимание на «небесный камень», который всегда располагался в центре статуи или ступы. И на этот раз «небесный камень» располагался в центре основания статуи.
Слава подвел нас к ламе, который управлял дуганом. Лама подвел нас к подножию статуи справа, одернул занавесочку, открылось углубление, обитое мягкой материей. Помолившись туда, получив черную метку на нос, счастливые, пошли дальше.
Дацан Дже знаменит тем, что здесь находится статуя одиннадцатиликого бодхисаттвы Авалокитешвары, нам посчастливилось прикоснуться к святыне.
Посетив монастырь, вышли отдохнуть на скамеечки возле белой ступы. Было очень жарко, все достали из рюкзаков бутылки с чистой водой, и не торопясь, стали пить. Незаметно на скамейку с краю присела пожилая женщина-лама; я видела ее, когда она, опираясь на костыль, делала «кора» вокруг ступы.
Коротко остриженная, в бордовых одеждах, с перекинутой матерчатой сумкой через плечо, среднего роста, слегка полноватая, с очень приятным добрым лицом. Она скромно села с края, достала из сумки воды, сделав несколько глотков, положила обратно.
Я спросила у Хонгора Бадмаевича, нашего руководителя группы, можно ли преподнести женщине-ламе подношение в виде денег, на что он ответил, что лучше пищей: конфеты или печенье. Взяв несколько конфет, я подошла к ламе, склонившись в поклоне, встав на одно колено, преподнесла двумя руками конфетки.
Бабушка-лама с радостью приняла конфеты, внимательно их рассмотрела и положила себе в сумку. Затем обхватила мои руки двумя руками, улыбнулась лучезарной улыбкой.
Руки у нее были такие мягкие, и теплые, какие были у моей бабушки Дулахн. Не выпуская моих рук, неожиданно склонилась и, коснувшись своим лбом моего лба, начала читать молитву. Читала она долго, проникновенно, так приятно было ощущать ее, слышать ее завораживающий шепот. По телу бежали мурашки, на глаза наворачивались слезы. У меня возникло чувство, словно она передает какую-то информацию мне или через меня...
Потом по очереди к бабушке-ламе подошли ребята из нашей группы: Наташа, Эренцен, Дима и Кема. Ребята сделали подношения деньгами. Каждому также она прочитала молитвы.
Я сфотографировала их, так хотелось запечатлеть этот момент и особенно бабушку-ламу. Ребят так пробило, некоторые не сдерживали слез. Тепло и дружелюбно попрощавшись с бабушкой-ламой, мы покидали древний монастырь.
«Знаете, что читала бабушка?», - спросил Хонгор. Никто не ответил. Хонгор продолжил: «Она читала «Окон Тенгри», представляете? Это была не просто бабушка!».
Всем показалось, что это была не просто бабушка-лама, возможно, это была Бодхисаттва, которая прочитала молитву самой почитаемой калмыками богине – Окон-Тенгри.
На лице старой женщины отражался глубокий отпечаток мудрости; не зная нашего языка, она как будто видела нас насквозь. Образ бабушки-ламы до сих пор не покидает меня, так живо он стоит передо мной.
Фото: savetibet.ru, allcastle.info, svali.ru и автора
В сюжете: паломникиТибетмонастырьмонастырь Серабодхисаттвакалмыкикалмыки в Тибете