Разве можно, зная об этом, не стать буддистом?
В своём эссе о Пандито Хамбо Ламе XII Д.-Д. Этигэлове автор АРД из Беларуси Глеб Шутов, победитель конкурса Сангхи России, делится с нами самым сокровенным.
Этигэлов в моей жизни
Писать о Хамбо Ламе Этигэлове в моей жизни – задача столь же сложная, как пытаться увидеть море в чашке воды, а в мерцающем пламени свечи разглядеть свет Солнца. Масштабы несоизмеримые. Кругозор нашего восприятия ограничен, мы не можем в полной мере оценить роль милосердных будд и бодхисаттв в нашей жизни, но мы можем попытаться сложить мозаику неслучайных «случайностей» в одну относительно непротиворечивую картину.
Родился я и живу в Республике Беларусь, где нет ни буддийских храмов, ни Дхарма-центров, а подавляющее большинство населения исповедует ту или иную разновидность авраамических религий. Я никогда не был в Бурятии и не мог воочию видеть Нетленное Тело Хамбо Ламы Этигэлова, но, как я понимаю теперь, именно Этигэлэй-ла выступает для меня в роли проводника на Пути, оберегая от попадания на дорожки «человека потребляющего» и «духовного материалиста». Но обо всем по порядку.
Покрытые тьмой, отчего мы не ищем света?
"Гахай тэнгэрийн шарай харадаггуй" – “Свинья не смотрит на небо”, так гласит бурятская пословица. Современный русский писатель Виктор Пелевин, не чуждый буддийской философии, вторит народной мудрости, вкладывая в уста одного из своих персонажей такие слова: "у свиньи так устроена шея, что она не может смотреть в небо".
В нашу эпоху потребления люди ведут себя так, что подчас становятся даже хуже домашнего скота, поскольку люди могут смотреть в небо, но не хотят. У человека потребляющего есть дела поважнее, и свое драгоценное внимание он обращает в основном на то, что можно положить в карман или на банковский счет, съесть или, на худой конец, сфотографировать и выложить фотографию на своей страничке в социальных сетях – друзьям и недругам на зависть.
Но рано или поздно осознается конечность этого увлекательного путешествия за ускользающим миражом мирского счастья. Диетические ухищрения и гимнастические подвиги могут лишь отодвинуть финишную черту, но не снимают «проклятого вопроса» о конечности нашего, отдельно взятого, бытия. И тогда человек обращается к религии.
В мире много религий и современный человек, житель глобальной деревни, уже не обязан выбирать религию предков. Нет, он знаком со многими религиями, хоть и понаслышке, и знает, что каждая из религий претендует на истинность. Когда я впервые услышал о подвиге Хамбо Ламы Этигэлова, я, в силу занятий восточными единоборствами и йогой, был знаком с несколькими духовными традициями, но именно весть о бурятском Ламе окончательно повлияла на то, что я принял буддийское Прибежище.
Прибежище на бурятском - Этигэл. Этигэлов – Этигэл - Прибежище. Символичное и отнюдь не случайное «совпадение»…
Как мы прячем Будду в карман
«Человек потребляющий» очень живуч и, даже после принятия буддийского Прибежища, он часто дает о себе знать, и тогда мы не замечаем, как подгоняем буддизм и Будду под мерки своего ограниченного ума, прячем этот удобный для нас «буддизм» и «Будду» в карман.
Мы извлекаем на время из кармана этот подогнанный под рамки нашего ума «буддизм» как экзотическую вещицу и гордо демонстрируем тем, кого мы считаем «профанами». Мы можем хвастаться фотографией с высоким Ламой, многочисленными тантрическими посвящениями, поездкой на ретрит в далекий Катманду, четками из горного хрусталя или привезенными контрабандой из самого Непала взаправдашними капалой и ганлином (чашей из черепа и флейтой из берцовой кости).
Чогъям Трунгпа Ринпоче назвал бы нас «духовными материалистами». Когда мы не хотим практиковать, мы перестаем верить в плоды практики, и тогда Будда и Дхарма в нашем уме скукоживаются под размер того кармана, из которого нашему эго их удобно извлекать, когда мы в очередной раз хотим показать свою причастность к «сакральным восточным знаниям».
Под влиянием духовного материализма мы можем также начать низводить Учение Будды до уровня некоего транквилизатора, расслабляющего средства для измотанных офисной кутерьмой менеджеров, свысока именуя «космонавтами» тех, кто еще верит в то, что Дхарма - это нечто большее, чем аутотренинг или философия. Лама Этигэлов самим своим существованием опровергает домыслы скептиков. Если благодаря буддийской практике можно победить даже смерть, то, значит, Учение Будды приносит плод, надо только приложить усилия, чтобы обрести этот плод и почувствовать вкус Освобождения…
Мунхэ Зула, Негасимый Светоч
Говорят, что Учение Будды в нашем мире исчезнет, когда исчезнет «Сутра Золотого света». Но когда сутра исчезает?
Исчезает она не тогда, когда пропадает текст сутры, ведь есть люди, знающие её наизусть. Исчезает она тогда, когда люди уже не читают сутру, не заучивают её наизусть, потому что не верят в то, что написанное в сутре – правда.
«Сутра золотого света» содержит многие важные положения буддийского Учения, но особенным её делает то, что во второй главе этой сутры «Будда Шакьямуни говорит о нетленности тела будд: «вечное тело Татхагаты проявляется разными формами ради помощи живым существам».
Как можно убедиться в правоте его слов? Как мы можем поверить в то, что чьё-то тело может вечно приносить пользу живым существам, если даже великие учителя прошлого и настоящего покидали и покидают этот мир? Этигэлов, победив смерть, дает нам зримое подтверждение того, что Львы Будды властны над жизнью и смертью, а значит, пока люди еще видят Этигэлова, «Сутра Золотого света» будет в нашем мире, в нашем мире будет и Учение Будды.
Сейчас, когда кажется, что весь мир сошел с ума, а люди ежедневно гибнут ради амбиций политиков, Нетленное Тело Хамбо Ламы Этигэлова подобно неугасимому светочу, «мунхэ зула», который рассеивает тьму неведения, злобы, алчности и дарует нам уверенность в истинности буддийского Пути.
Я живу в стране, где буддийская Дхарма пока почти не известна. Бывает, что мне задают вопрос, почему я решил стать буддистом. Тогда, в качестве ответа, я показываю фотографию вьетнамского бодхисаттвы Тхить Куан Дыка и предлагаю посмотреть документальный фильм о подвиге Хамбо Ламы Этигэлова. А потом, в свою очередь, спрашиваю: «разве можно, зная об этом, не пожелать стать буддистом?».
Интервью с Глебом Шутовым было недавно опубликовано на АРД. Предлагаем ближе познакомиться с нашим новым автором в публикации – «Интерес к Азии слишком китаецентричен».
Фото: Из личного архива Глеба Шутова
В сюжете: хамбо лама Итигэловхамбо ламабуддизмбуддистыбуддисты в Беларуси