Найденное в Монголии нетленное тело – далеко не единственное, и теперь судьба его предрешена
Мировая сенсация – в интервью с бурханч ламой Г.Пүрэвбатом, возглавившим рабочую комиссию по установлению личности нетленного тела, найденного в Улаанбаатаре 27-го января.
Как уже сообщал АРД, на днях в Монголии выяснили, кем был недавно обнаруженный «нетленный монах» – тело которого пытался вывезти из страны контрабандой и продать один из жителей Монголии. Мы упоминали, что была немедленно создана специальная комиссия, которая на месте установила, откуда было украдено тело. Как выяснилось, не одно, а даже два тела святых – учителя и его ученика – долгие годы покоились в горной местности на территории сегодняшнего сомона Цахир, Архангай аймака. Сегодня бурханч лама Г.Пүрэвбат, возглавлявший эту комиссию, расставляет все точки над i этим интервью, переведенным АРД специально для наших читателей.
- Нетленное тело и последовавшие события стали настоящей сенсацией среди СМИ, даже международные источники информации тщательно следят за этим. Было много вопросов насчет личности и появления нетленного тела. Наконец специальная рабочая комиссия установила личность монаха. Расскажите нам подробнее об этапах работы?
- В составе рабочей комиссии собралась большая команда из экспертов по археологии, судебной экспертизе, а также из Института истории, полиции и религиозных организаций. В результате совместной работы, к счастью, все стало ясно без сомнений.
В дальнейшем лучше называть эту находку – нетленное тело – святыня.
Когда я впервые узнал о необычной находке-святыне в Улаанбаатаре, я отправил людей проверить в Архангай аймак, заподозрив, что это может быть нетленное тело ученика Богдо Гэсэра - Цоржа Санжжава. Мне сообщили, что надгробное сооружение не тронуто. И в СМИ шла информация, что нетленное тело было найдено в Ховд аймаке. И я поверил, в надежде, что поначалу ошибся.
Однако в результате работы специальной комиссии было выявлено, что нетленное тело-святыня принадлежит именно ему – Цоржу Санжжаву. Лица, которые выкрали святыню, просто замаскировали надгробное сооружение в Архангай аймаке, будто оно не тронуто, что привело нас в заблуждение на некоторое время.
Г.Пүрэвбат часто выступает экспертом в вопросах буддизма в Монголии.
Найденное нетленное тело – святыня – сидит в позе лотоса, ваджры, левая рука раскрыта, а правая рука символизирует проповедь Сутры. С течением времени руки немного опустились и голова наклонена, но официально это нетленное тело-святыня по буддийской традиции. Ранее я говорил, что, может быть, лама не умер, а пребывает в очень глубокой медитации по древнейшей традиции буддийских высокореализованных лам. Но это не так. Цоржа Санжжава и его учитель Богдо Гэсэр специально похоронены на горе Содномдаржаа в таком виде, о чём говорит и надгробное сооружение.
- Что Вы знаете о Цорже Санжжаве?
- Он был близким учеником Его Святейшества Воплощенного Гэсэр ламы, проживавшего около 200 лет назад. По признакам, он ушел из жизни в возрасте около 70 лет. У него были черная борода и большой нос с горбинкой, рост имел примерно 180 см. В 1999 году местные ламы реставрировали части головы и груди этой святыни, которые были повреждены птицами и камнями с горы или светом из-за того, что деревянные части сооружения сломались, и эти части тела вышли наружу.
- В обществе появились опасения, что могут быть неблагоприятные следствия того, что потревожена святыня, которую не следует трогать. Что Вы ответите на это?
- Богдо Гэсэр специально завещал, чтобы его святыню, тело, сохранили на века, чтобы защищать родную землю и людей от неблагих проявлений кармы. Почему люди почитают нетленные тела монахов и молятся им как богу? Древние Богдо-ламы были замечательными. Например, когда кремировали Бурхан-Багша Будду Шакьямуни, его прах превратился в пятицветное драже, которое наполняет стеклянный футляр, и когда люди приходят молиться, драже начинают двигаться по стенам футляра. Это так удивительно и магично.
Считается, что если человек молится там, это дает благо и добро, действует на душу равноценно как молитва самому Бурхан-Багша. Также есть много случаев, когда кремируют тела буддийских святых, и в их прахе появляются разные камни, в том числе драгоценные.
Старинное изображение Богдо Гэсэра его родственница в третьем поколении, г-жа Г.Хорлоо
Конечно, неуважительно так обращаться и не следует трогать такого рода святыню, которая назначена и сохранена для преднамеренных целей.
В этом случае, святыня ламы Цоржа Санжжава, конечно, хранилась неподалеку от учителя, Богдо Гэсэра, не просто так.
- Были ли задеты части нетленного тела-святыни при транспортировке в Улаанбаатар?
- В результате долгого хранения в картонной коробке и в холодных условиях проявилось влияние влажности – появились трещины на коже рук нетленного тела. Но мы будем реставрировать.
- А правда ли, что не тронута святыня самого Богдо Гэсэра?
- В 1999 году, когда часть этой святыни показалась наружу из своего укрытия, её реставрировали местные, а заодно построили каменный саркофаг вокруг святыни Богдо Гэсэра и зацементировали. Наши эксперты, которые проверили местность и надгробное сооружение, установили, что камни святыни Богдо Гэсэра не тронуты.
Но кто знает? Может, тоже хорошо замаскировали. 100-процентной гарантии здесь нет.
Поэтому считаю, что нужно провести исследование сохранности, используя гибкую камеру или что-то подобное.
- На каком расстоянии друг от друга находятся эти святыни?
- В трех-четырех километрах друг от друга.
- Люди говорят, что может лучше использовать эти святыни в целях туризма как святыню Хамбо Этигэлова. Что Вы скажете на этот счет?
- О существовании этих святынь уже узнала вся Монголия. Поэтому нужно почистить и вернуть обратно нетленное тело-святыню, согласно буддийской традиции. И можно построить дацан на горе Содномдаржаа в целях защиты и сохранения святынь в лучших условиях.
И затем почему бы монголам и буддистам не приходить туда для почитания и не молиться в этой местности? Это – знак возрождения буддийской религии. К счастью, сейчас эти святыни в хороших руках, уже не о чем беспокоиться. Поэтому помолимся, чтобы все работы в связи с этим пошли на благо.
- Когда монголы начали традицию бальзамировать тела святых лам, и делать нетленное тело-святыню?
- После того, как в 16-ом веке в Монголии распространилась буддийская религия, когда скончался Его Святейшество Занабазар, его забальзамированное тело привезли в Монголию и хранили в монастыре Амарбаясгалант и сделали Святыней для верующих. С того времени в Монголии и появилась буддийская традиция сохранять нетленными тела-святыни больших лам, святых воплощений.
Например, восемь Богдо, все воплощения Зая-Богдо и Ламын Гэгээна, и все большие хувилгаан-ламы были сохранены в таком виде. Тела всех Далай-лам, до 13-го, сохранены в форме таких святынь во Дворце размышлений (Бодлын ордон). В зеленом дугане нашего монастыря Гандантэгчинлэн сохраняются святыни Пятого, Седьмого и Восьмого Богдо.
Таким образом, есть традиция, когда для таких святынь специально строят дацаны и монастыри.
- Кем были Богдо Гэсэр? И какие его деяния известны в буддийских исследованиях?
- В округе Далай Чойнхор ван аймака Сайн Ноён хан (по старому административному делению, по нынешнему – это северная часть Архангай аймака и южная часть Хубсугул аймака) было около 200 монастырей, где служили более 2000 лам. Когда там основали монастырь Гэсэр, в 1840-1841 годах был выдающийся с детского возраста Лама Цэвээнрашийн Чултэмжамц, который показывал невиданные чудеса, знания и талант. Его и назвали потом Богдо Гэсэр.
А это Аглагийн хийд – монастырь, где живет и служит сам бурханч лама Пүрэвбат гуай...
Предположительно, Богдо Гэсэр скончался в 1890-х годах в возрасте около 80 лет. Он оставил завещание, чтобы его забальзамировали и поместили его тело-святыню в пещере горы Содномдаржаа, в окрестности озера Хөх нуур, где он родился. Затем, когда его близкий ученик Цорж Санжжав, который служил вместе с ним до конца дней учителя, оставил завещание, чтобы его захоронили рядом с учителем.
- Насколько высока гора Содномдаржаа, которая сохраняет эти святыни?
- Высокая гора. Больше 2000 метров над уровнем моря. Что ж, мы установили в результате исследования, что сенсационное нетленное тело принадлежит ученику Богдо Гэсэра – Цоржу Санжжаву. В целом, есть вероятность, что во многих уголках на территории Монголии сохраняются такие святыни.
- А как выполняется бальзамирование в буддийской традиции?
- Есть случаи, когда монах сам пребывает в очень глубокой медитации по традиции высокореализованных лам. Это называется святыня в “своих силах”. Также есть обычаи “не в своих силах”. Это когда Богдо и святые завещают, чтобы это сделать, как например Богдо Гэсэр. После ухода из жизни таких святых ученики проводят бальзамирование, согласно сохранившейся в буддизме тонкой методике. Они чистят тело и смазывают его специальным раствором, сушат его в течение года и помещают в соответствующее место, сделав его святыней. Эта традиция не позабыта и сохраняется до сих пор.
Последний случай – мы делаем Святыню 9-го Богдо. Есть надежда, что будет хорошая святыня. Думаю, что в Тибете так же делают святыни до сих пор.
Фото: unen.mn, medee.mn, Л.Гантулга
Источник: medee.mn
В сюжете: нетленное телонетленное тело в Монголиинетленный монахнетленный ламабурханч ламаБогдо Гэсэрхубилгансвятыня