Традиция практики Чод в Бурятии. Продолжение
Лама Баир Очиров продолжает знакомить читателей АРД с духовной традицией Чод. В этот раз он рассказывает о происхождении, истории и развитии учения Мачиг Лабдон и о распространении его среди монголов.
Начало – “Традиция практики Чод в Бурятии” на АРД.
Происхождение, историю и развитие учения Мачиг Лабдон в Бурятии нельзя рассматривать как самостоятельный предмет – в отрыве от истории и развития традиции Чод во Внешней и Внутренней Монголии и Тибете. Задачей этой статьи является лишь краткий обзор основных предметов этой темы. Естественно, это чрезвычайно обширная и малоизученная область как для ученых тибетологов и буддологов, так и для буддистов практиков и лам. Лишь в 1990-е годы стали появляться заслуживающие доверия переводы первоисточников традиции Чод с тибетского на западные языки, в основном на английский, а также исследования тибетологов по этой теме. Могу упомянуть здесь лишь некоторые известные работы:
1) Jerome Edou. «Machig Labdon and The Foundations of Chod». Ithaka: Snow Lion, 1996.
Это перевод на английский первой и второй глав знаменитого канонического текста традиции Чод «rnam bshad chen mo», автором которого можно считать саму Мачиг Лабдон, ибо текст содержит историю её жизни и записи её бесед с близкими учениками. Текст составлен предположительно в 13 веке держателем традиции Чод Намка Гьелценом.
2) Sarah Harding. «Machig’s Complete Explanation». Ithaka: Snow Lion, 2003.
Это вышедший сравнительно недавно полный перевод на английский «rnam bshad chen mo», выполненный Сарой Хардинг с предисловием Тарангу Ринпоче.
3) Лама Очиров Баир. «Отсекая надежду и страх». Санкт-Петербург: Сангелинг, 1998г.
Это полный перевод на русский язык «rnam bshad chen mo», выполненный мной с предисловием Намхая Норбу Ринпоче. Сейчас готовится к изданию новая редакция перевода.
На тибетском же языке существует, напротив, очень обширная литература по этой теме, классификацию и анализ которой я хотел бы выполнить в будущем. Традиционно эти сборники текстов по Чод называются в Бурятии «Жод Гор» (тиб. gcod skor). Они обычно содержат многочисленные тексты, охватывающие жития Мачиг Лабдон и других великих махасиддхов держателей линии Чод, тексты по истории, ритуальные тексты по посвящениям, садханы, наставления по практикам и затворничествам, наставления по различным ритуалам Чод на благо других, литургии, особые танцы и многое другое.
Происхождение Чод в Тибете и корни этой практики в индийском буддизме
Духовная традиция Чод является одним из направлений тибетской Ваджраяны, ведущего свое начало от знаменитой тибетской йогини 11 века Мачиг Лабдон (1055–1153).
В своей жизни Мачиг Лабдон встречалась и училась у многих индийских и тибетских буддийских учителей, и это учение Чод появилось в результате сплава индийских и тибетских буддийских традиций. Из всех её учителей можно выделить троих, оказавших наибольшее влияние на Мачиг Лабдон. Прежде всего, это индийский махасиддха Падамба Сангье, трижды посещавший Тибет в разные периоды его истории и подолгу живший среди тибетцев, распространяя учения индийских странствующих йогов.
Известно, что в Индии их называли кусалипами. Дамба Сангье был прямым учеником брахмана Арьядэвы. Брахман Арьядэва является автором текста «Арья Праджняпарамита упадешанама». Этот текст вместе с учением Падамбы, называемым "Сундой кордул цогдугпа" (тиб. gsung bgros skor brul tshogs drug pa) – "Собрание из шести разделов с маленькими советами", представляет два индийских источника учения Чод.
От Падамбы Сангье берет начало учение школы Шиджед (тиб.: zhi byed). Название это в развернутом виде означает “священное учение, умиротворяющее страдания” (тиб.: dam chos sdug bsngal zhi byed). Последователи этой буддийской традиции акцентировали прежде всего аспект страдания живых существ, как плод накопления отрицательной кармы в прошлых жизнях, в результате которой мы испытываем в этой жизни болезни, нищету, голод, обусловленность вредоносными силами.
Так как сам Будда прежде всего начал с истины страдания, практики школы Шиджед подчеркивали важность осознания страдания и выход за его пределы и, передавая практику пути, разработали для этого систему передачи учения, основанную на ключевых наставлениях Падамбы Сангье.
Сердце этой линии передачи составляли наставления к сущностной практике Праджняпарамитасутр, переданные Падамбой. “Вкус Праджняпарамиты умиротворяет страдания двойственного видения, с помощью знания единства сансары и нирваны”, – говорил Падамба. Эти слова великого индийского ачарьи опираются на строки из “Сутры Сердца Праджняпарамиты”, где говорится: “Это мантра, полностью умиротворяющая все страдания”.
Другим ее главным учителем был ученик Падамбы Кьётонг Сонам Лама, благодаря его передаче Мачиг Лабдон обрела переживание и знание «раскрытия врат неба» особого метода вхождения в состояние самадхи в практике Чод.
И третьим ее главным учителем был Трапа Онше, обучавший ее традиции изучения и практики Праджняпарамитасутр.
Слово Чод означает «отсекать» (тиб.gcod). Мачиг Лабдон учила, что главным препятствием на нашем духовном пути является привязанность к собственному «Я». Сущность ее учения состоит в отсечении привязанности к своему «Я» через особую практику подношения собственного тела – луйжин (тиб. lus spyin). Мачиг Лабдон учила, что следуя этому пути мы можем преодолеть привязанность к собственному «Я» и овладеть особым самадхи, которое в традиции Чод называют «состоянием Юм Ченмо» (тиб. yum chen mo’i dgongs pa thob pa) или «состоянием отсечения» (тиб. chod tshad).
Последователь этой практики должен отправиться в дикое и устрашающее место и, находясь в одиночестве, во тьме, вызвать все свои скрытые страхи и погрузиться в переживание глубинных слоев сознания, обычно скрытых в повседневной жизни, и выполняя практику луйжин освободиться от одержимости собственным «Я».
Во время выполнения луйжин практикующий поет слова особой садханы, аккомпанируя себе с помощью большого ритуального барабана – дамару и колокольчика. Особые мелодии практики Чод передаются неизменными из поколение в поколение, от Учителя к ученику и несут в себе энергию благословения всех Учителей линии начиная от самой Мачиг Лабдон.
Последователи этой традиции верят, что Мачиг Лабдон была проявлением Юм Ченмо в человеческом мире. Со времен Мачиг Лабдон и до нашего времени существует непрерывная, живая традиция передачи этого знания от Учителя к ученику. Ламы держатели передачи практики Чод существуют во всех школах тибетского буддизма.
В школе Нингмапа тибетского буддизма сейчас широко распространена практика Чод Кхандо Кеджанг (тиб. mkha’’gro’i skad skyangs), берущая начало из духовного сокровища открытого великим Учителем Джигме Лингпа в 17 веке. В 20 веке среди последователей традиции Нингма также широко распространилась практика Чод из Дуджом Терсар (тиб. bdud ‘jom gter gsar), другого духовного сокровища открытого Дуджомом Лингпа и его перерожденцем Дуджомом Ринпоче Джигдралом Еше Дордже, соответственно в 19 и 20 веках.
В школе Кагью тибетского буддизма в основном следуют традиции Чод Ринчен Тренва (тиб. rin chen phren ba), записанной и канонизированной III Кармапой Ранджунгом Дордже (тиб. rje rang byung rdo rje) (1284–1339) в начале 14 века. Эта традиция Чод Ринчен Тренва является прямой линией, идущей от самой Мачиг Лабдон.
Формально к школе Сакьяпа можно отнести цикл учений Чод, открытый в чистом видении махасиддхой Тантонгом Гьялпо (тиб. grub chen thang stong rgyal po) в 12–13 веках. Это учение называется Чод традиции Тангьял Ненгьюд (тиб. thang rgyal snyan brgyud). Существуют еще много других линий Чод не упомянутых здесь, и это направление для отдельного исследования, и здесь я не буду углубляться в эту тему.
Чод в традиции Гелуг и распространение этого учения среди монголов
Что касается традиции Чод в школе Гелуг, то здесь мне известны две линии передачи. В предсказаниях самой Мачиг Лабдон много говорится о глубокой связи учения Чод и учения Великого Учителя Дже Цонкапы и взаимной пользе для последователей Цонкапы от симбиоза его учения с учением Мачиг Лабдон.
Чод Энса Ненгьюд (тиб. dben sa snyan brgyud)
Великий Учитель Дже Цонкапа получил в своих чистых видениях от Манджушри полные наставления по Чод, связанные с практиками Ваджрайогини и Тойма Нагмо. Всё это содержится в цикле учений Джамбэл Чойкор (тиб. mjam dpal chos skor) Дже Цонкапы. Эту линию Чод, идущую от Дже Цонкапы, в 16 веке распространил среди многих лам школы Гелуг великий йог Энсапа, поэтому впоследствии эта практика Чод стала известна, как Чод Энса Ненгьюд.
Предположительно в 18–19 веках Чод линии Энса Ненгьюд был известен среди халхаских и бурятских лам, ибо в коллекциях текстов по Чод бурятских и халха-монгольских дацанов можно найти старые версии садханы Чод Энса Ненгьюд. На данный момент у меня нет точных устных сведений и письменных источников относительно первых держателей этой традиции среди монголоязычных народов. Было бы интересно провести исследование этого вопроса в будущем.
Могу лишь заметить, что все исторически известные монгольские и бурятские ламы могли тайно практиковать этот Чод, ибо он является составной частью Энса Ненгьюд – йогической линии школы Гелуг.
Передаваемая сейчас IX Халха Джебзун Дамбой садхана Чод Энса Ненгьюд видимо является более поздней отредактированной версией, составленной Пабонка Дечен Нингбо в конце 19-го и начале 20-го веков, согласно его откровениям.
Чод Кхандо Ненгьюд (тиб. mka’ ‘gro’i snyan brgyud)
Другой линией Чод, распространенной в прошлом среди последователей школы Гелуг, является практика Чод традиции Кхандо Ненгьюд. Это линия практики Чод была широко распространённой среди монголоязычных буддистов с начала 19 века и до начала 20 века, вплоть до коммунистических репрессий. Особенно она была популярна в Халха Монголии.
Эта традиция берет начало от самой Мачиг Лабдон, и затем передавалась через Учителя по имени Джамьян Гонбо. Видимо, он родился и жил непосредственно после ухода Мачиг Лабдон, в конце 12 века и не встречался с ней физически, но считается Учителем, имевшим встречу с ней в чистом видении.
Согласно традиции Чод Кхандо Ненгьюд, Учитель Джамьян Гонбо считается прямым учеником Мачиг Лабдон, равным Гьялва Дондубу, её кровному сыну и наследнику. Джямьян Гонбо получил всю полноту её учений посредством откровения в чистом видении. Личность Джамьяна Гонбо чрезвычайно загадочна и окутана туманом тайн и легенд.
Известно, что он является автором «Сабдон Тугнинг» (тиб. zab don thugs snying) – одного из трех основных первоисточников линии Чод Кхандо Ненгьюд. Наряду с «Сабдон Тугнинг» Джамьяна Гонбо туда входят «Арья Праджняпарамита упадешанама» Арьядевы и «Кацом Ченмо» Мачиг Лабдон. Эта традиция первоначально называлась «Чод Сабдон Тугнинг», и, передаваясь далее, в 17 веке дошла до Учителя Лодой Рабнэ, который получил ее от своего Учителя Сонам Ринчена.
Также Лама Лодой Рабнэ встретил знаменитого Учителя Нингма и Дзогчена Тулку Чойнид Рандола (1604-1669), который был наставником самого Великого Пятого Далай Ламы (1617-1682) и получил от Чойнид Рандола передачу учения, называемого «Ненгьюд Чод» (тиб. snyan brgyud gcod). Это учение Чойнид Рандол тоже получил посредством встречи в чистом видении с самой Мачиг Лабдон. Таким образом, во второй половине 17 века Лодой Рабнэ объединил эти две свои передачи Чод в одну линию, которую назвал «Чод Забдон Ненгьюд» (тиб. zab don snyan brgyud kyi gcod).
Э Лама Агван Гелег Балсанг (тиб. ae bla ma ngag dbang dge legs dpal bzang)
Затем, передаваясь далее, это учение в начале 19 века дошло до Э Ламы Агван Гелег Балсанга, также он известен под именем Лхаванг Ригзина. Его место рождения неизвестно. По устным сведениям, полученным от IX Халха Джебзун Дамбы, Э Лама был монголом из Кукунора, ставшим в Тибете держателем традиции «Чод Кхандо Ненгьюд».
Некоторые считают его халха-монголом, который отправился в Тибет изучать Дхарму и остался жить в Тибете в долине Лхока, в священном месте Чакрасамвары и дакинь, называемом «Э» (тиб. ae). Священное место «Э» является местом рождения самой Мачиг Лабдон. Также по некоторым другим устным сведениям он жил в Алашани, во Внутренней Монголии.
Его основные ученики были из монастыря «Брайбун Хийд» (Примечание: видимо известный монастырь в Халха Монголии(?) – авт.). Санжей Геген, Жигмед гэбши и многие другие монгольские ученики изучали у него Чод традиции Кхандо Ненгьюд. Можно предположить, что после Э Ламы эта традиция «Чод Сабдон Ненгьюд» стала называться также «Чод Кхандо Ненгьюд».
Обстоятельства жизни Э Ламы Агван Гелег Балсанга, подобно жизни древних махасиддхов–праотцов традиции Чод, покрыты туманом загадочности. Среди последователей Чод этой традиции Э Лама – Лхаванг Ригзин – считается новым перерождением знаменитого Гьелва Дондуба, старшего сына Мачиг Лабдон.
В будущем представляется крайне интересным исследовать этот вопрос глубже, и постараться найти письменные источники о нём на тибетском и монгольском языках. Знание о фактах его жизни могло бы дать большое благословение тем, кто имеет веру в учение Мачиг Лабдон.
Фото: Фото автора и Himalayan Art Resources
В сюжете: Мачиг ЛабдонЧодпрактика Чодбуддизм в Бурятиилиния передачи в буддизметрадициятрадиция практики Чодламалама Баир Очиров