Везде, где так будут поступать, болезни среди людей и животных прекратятся
Отношение к каждому обитателю вселенной (человеку, животному, духу, богу, и так далее) отталкивается от осознания их равной духовной потенциальности, способности к совершенству. Особенно ярко это проявляется в буддизме Дальнего Востока и Тибета, где распространены доктрины о "природе Будды" и "изначальной пробужденности".
"Не существует обособленного сверхъестественного мира: все явления часть единого и естественного процесса эволюции. Не существует и бездонной пропасти между наукой и религией. Я считаю, что сегодня необходимо коренным образом пересмотреть всю структуру нашей религиозной мысли, перейти от теоцентризма к главенству идеи эволюции."
Джулиан Хаксли - биолог, культуролог, писатель. Первый генеральный директор ЮНЕСКО и один из основателей Всемирного фонда дикой природы (WWF).
Масштабы и новые качества влияния цивилизации на природную среду обитания обусловили появление в XX веке нового феномена западной культуры - экологического сознания.
Объединение научных знаний о взаимных связях человека и среды, осмысление значимости их баланса, самооценка состояния и возможностей привели к появлению новых этических норм, типов поведения, повлияли на весь характер мышления.
Одной из центральных характеристик экологического сознания выступает принцип коррелятивности, проявляющийся как акцентированный интерес к разнообразию взаимовлияний человека и окружающей среды.
Этот интерес способствовал эволюции методологии и накоплению знания в естественных науках, появлению новых философских подходов (в частности, учения В. Вернадского о ноосфере и концепции этногенеза Л. Гумилева), росту социально-политических движений энвайронментализма. Такая направленнность в развитии мысли придавала европейскому мышлению все большую свободу от традиционных для Запада антропоцентрических схем.
Это можно рассматривать как одно из проявлений масштабной деконструкции антропоцентризма, которая формировалась в западной философии, науке и идеологии под воздействием идей и антииерархической эстетики модернизма, а затем дополнялась логикой постмодернизма. Так, экологическая идеология, как правило, не постулирует в качестве точки отсчета объекты, такие как - "человек", "природа", "Бог", а ориентируется на гармоничное взаимодействие элементов, то есть на процесс.
Эта модель - крах классических представлений, в ней нет места ни для средневекового теоцентризма, ни для человека-царя природы. Она доктринально открыта. Этот новый для Запада подход естественным образом вызвал интерес к опыту других культур.
Новое прочтение получают тексты античной литературы, мифология и эпосы доиндустриальных обществ. Памятники и живая традиция религиозных и философских направлений Индии, Тибета, Китая, Японии в этом свете становятся особенно важными для человека западной культуры. В них можно найти самодостаточные, альтернативные модели экологического мышления, являющиеся не автономными феноменами культуры, но непосредственным продолжением тех или иных мировоззренческих принципов. Они демонстрируют собой богатство возможностей и интерпретаций опыта бесконечного общения человека с окружающим миром.
Буддийская космология все чаще описывается буддологами не как цельная религиозная конструкция, объект веры, а скорее как система координат, с помощью которой школы буддийской философии объясняют свои воззрения. Разнообразие философских доктрин и их локальные противоречия не отменяют и базовых характеристик, которые можно назвать общебуддийскими особенностями взгляда на окружающий мир.
Отталкиваясь от ведических концепций своих современников, Будда описывает вселенную как безграничное вместилище, наполненное мириадами живых существ, снова и снова рождающихся в различных обликах. Присутствие во вселенной множества миров, форм существования, объясняется кармой, способностью сознания накапливать разнообразные впечатления и переживать всевозможные состояния. Представления о бесконечном движении сознания в разных формах и о неизбежности накопления причин к переживанию будущих состояний определяют некоторые особенности буддийской психологии.
Это - равностное, бережное отношение ко всем формам жизни и специфическое чувство ответственности.
С позиций буддизма ответственность воспринимается как естественный результат размышлений о причинно-следственном законе. Для принявшего положения кармы и взаимозависимости поступок любого масштаба становится принципиально важным актом сознания. Каждое действие выступает фактором, прямо определяющим будущность действующего и способным влиять на судьбы других существ. В сочинении Патрула Ринпоче "Слова моего всеблагого учителя" приводится характерный афоризм из трактата Йонтэн дзо:
"Из [семени], что не больше горчичного,
Вырастает дерево баньян —
Одна его ветвь простирается на целую йоджану.
Но [даже] этот пример неспособен передать,
Насколько могут возрасти благое и неблагое."
Равностность, или беспристрастность, подразумевает отсутствие предвзятости к существам, отказ от избирательности симпатий и антипатий.
Отношение к каждому обитателю вселенной (человеку, животному, духу, богу, и так далее) отталкивается от осознания их равной духовной потенциальности, способности к совершенству. Особенно ярко это проявляется в буддизме Дальнего Востока и Тибета, где распространены доктрины о "природе Будды" и "изначальной пробужденности". Так, Цзун Ми, китайский наставник школ Чань и Хуаянь, в трактате "О началах человека" пишет:
"Все чувствующие существа наделены изначально принципом истинного сознания. Это сознание безначально и вечно пребывает в чистоте и покое, сияет и никогда не затмевается, все постигает и обладает знанием".
Такое отношение, включённое в практику бодхичитты – махаянского учения о любви и сострадании, становится силой, определяющей чувства и этические ценности буддиста.
Сопоставляя подходы экологического мировосприятия с идеалами буддийской психологии, можно обнаружить схожие черты.
Так, экологическую концепцию ответственности человека перед другими видами и окружающей средой можно соотнести с принципом кармической взаимозависимости, а новую для западной культуры деиерархическую концепцию, в которой человек больше не вершина мира, а его часть, – с равностным отношением, культивируемом в буддийской практике.
Общность позиций с экологическим движением отмечались и внутри держателей буддийской традиции.
Значимость экологической ситуации неоднократно отмечал Его Святейшейство XIV Далай Лама, а Ши Синъюнь, сорок восьмой патриарх чаньской школы линьцзи-цзун, ссылаясь на Агама-сутры, отмечал, что активность Будды Шакьямуни была примером охраны окружающей среды, а из его учения следует, что причиняя вред среде, человек причиняет вред самому себе.
В качестве живого примера, иллюстрирующего взгляд изнутри буддийского воззрения на "экологическую проблематику" мы обращаемся к тексту "Польза от спасения жизни" - сочинению одного из старейших и самых уважаемых учителей всей тибетской традиции XX века, Чатрала Санге Дордже (Chatral Sangye Dorje).
Кьябже Чатрал Ринпоче
Польза от спасения жизней
Простираюсь перед Ламой, Буддой Амитаюсом
И бодхисаттвами на пути.
Сейчас я кратко опишу пользу,
Которую приносит освобождение животных из неволи
и выкуп их жизней.
Несомненно, спасение животных от убийства и смертельной опасности
С совершенно чистой мотивацией и правильным поведением –
Практика, которую должно выполнять
Всем последователям Будды Шакьямуни.
Многие сутры, тантры и комментарии
Подробно описывают возникающее из этого благо.
Не счесть тех ученых и реализованных учителей Индии и Тибета,
Кто обращался к ценности спасения живых существ.
Даже последователи базовой колесницы избегают приносить вред другим.
В махаяне это – суть практики бодхисаттвы,
А в Тайной мантре – важнейшая самайя семейства Ратны.
Вот как звучит обоснование этому: в этом мире
Для любого существа его жизнь – самое ценное, что только есть,
Потому нет большего преступления, чем эту жизнь отобрать.
И ни одна относительная добродетель не приносит большей заслуги,
Чем спасение живого существа и выкуп его жизни.
Потому, если ты желаешь счастья и добра,
Приложи силы и практикуй этот свободный от препятствий высший путь,
Подтвержденный текстами и доказательствами.
Пусть твое тело станет тебе примером:
Избегай всего, что могло бы навредить другим.
Сделай все, чтобы не убивать живых существ:
Птиц, рыб, дичь и скот, и даже крошечных насекомых.
И делай все, чтобы спасти жизни существ,
Защитить их от всякого страха.
Польза таких действий – за пределами всех представлений.
Это лучшая практика долгой жизни,
Это лучший ритуал для живущих или умерших,
Это моя главная практика принесения пользы другим.
Она рассеивает все внешние и внутренние беды и препятствия,
Спонтанно и легко создает благоприятные условия.
Вдохновленная благородным духом бодхичитты
И завершенная посвящением заслуг и молитвами-пожеланиями,
Практика эта приведет к полному Просветлению,
И обеспечит процветание для тебя и для других.
В этом нет никакого сомнения!
Те, чьи умы склонны к добродетели и накоплению заслуги,
Должны запрещать охоту и рыболовство на своей земле.
Некоторые птицы, например, гуси и журавли,
Побуждаемые своей кармой, совершают перелеты:
Осенью они тянутся к югу, а весной к северу.
Иногда, устав от полета, или сбившись с пути,
В смятении и страхе, они вынуждены садиться на землю.
В такие моменты не стреляй и не бросай в них камни,
Пытаясь убить их или причинить им вред!
Нужно их защитить, чтобы они смогли продолжить полет.
Помощь чувствующим существам, находящимся в отчаянном положении,
Ждущим внимания и заботы, приносит столько же заслуги,
Что и медитация о единстве пустоты и сострадания.
Так говорил блистательный владыка Атиша.
Ламы, чиновники, монахи, монахини, мужчины и женщины!
Везде, где можете, делайте все, что в ваших силах,
Чтобы освобождать животных и спасать их жизни,
И поощряйте других делать то же самое.
Везде, где так будут поступать,
Болезни среди людей и животных прекратятся,
Урожаи будут обильными, а продолжительность жизни – долгой.
Все будут наслаждаться счастьем и благополучием,
А во время смерти будут освобождены от вводящих в заблуждение переживаний,
Чтобы обрести превосходное рождение в чистых сферах.
Наконец, вне всякого сомнения,
Это приведет к высшему и совершенному состоянию Пробуждения.
Фото: spbhram.ru
Источник: torchinov.com
В сюжете: буддизм и экологияэкологическое мышлениеЧатрал Санге Дордже