В Туве мужчины в ночь на Шагаа провели обряд «Сан салыр»
По традиции верующие буддисты провели ночь на Шагаа – Новый год, - на молебне, завершившимся на рассвете обрядом «Сан салыр» - огненной пуджей.
Дату наступления Шагаа определяют по лунному календарю, а точное время прихода первого дня нового года, древние тувинцы определяли по собственной руке. Как только становится возможным разглядеть линии на раскрытой ладони, считается, что смена ночи и дня состоялась. Новый год в Туве встречают весной, потому что только после окота скота, приходящегося на раннюю весну, можно было считать годовой цикл завершенным.
Не случайно в традиционном тувинском приветствии (неологизм советского времени «экии» не несет смысловой нагрузки) звучит озабоченность не состоянием здоровья встреченного, а буквальный вопрос о жизненно важном - цел ли ваш скот? От ответа (природы) на этот вопрос зависело и благополучие всего живого.
В праздновании Шагаа причудливо переплелись языческие традиции и религиозные каноны. По информации этнических тувинцев, проживающих в Сенгел сумоне Монголии, накануне Шагаа шаманы камланиями очищают стойбище. А наутро там же возжигается «сан» с подношениями огню «белой» молочной пищи и произносятся молитвы. В Туве сохраняется тот же синкретизм: Шагаа встречают у излучины двух рукавов Енисея с ночными шаманскими очищающими кострами; в ста метрах от этого действа на рассвете перед буддистским храмом так же горит костер «сан», но произносятся молитвы и благопожелания. И никто не ощущает неудобств при переходе границ разных традиций. Лишь глубоко верующие соблюдают весь ритуал, завершающийся предрассветным огнем «сан», а праздная толпа всю ночь кочует с места на место, посещая и молебны, и шаманские мистерии.
Практически одновременно (с середины 20-х годов) обе традиции насильственно прекратили свое существование и так же одновременно были возрождены семьдесят лет спустя. Первый постсоветский праздник Шагаа в Туве отмечали в 1990 году. Торжество эклектики: народные игры на площади Арата, выставка-продажа блюд национальной кухни, на сцене театра тувинские частушки и скороговорки, впервые возведенные в ранг искусства, чтение буддийских сутр, шаманские бубны, прогнозы зодиакального гороскопа с вереницей животных и выступления чиновников с отчетами (после бессонной ночи с кострами у горы Догээ). Небольшая замена главных фигур: вместо старшего по возрасту часть ритуального действа возложена на занимающего самый высокий пост, а в остальном условная сакральность сохраняется.
Ночь на Шагаа в столице республики - одна из самых безопасных, огромное количество людей всю ночь стекающихся к храмам и к берегу Енисея: женщин с детьми, пожилых людей, священнослужителей, молодежи - создает праздничную атмосферу, в которую невозможно вторгнуться нетрезвым окриком и шумом.
Возвращение большого, красивого праздника пока идет фрагментарно. Важнейшей, зрелищной составляющей праздника были состязания «едоков» с весьма значительным призовым фондом. Сила и ловкость настоящего мужчины подтверждалась не только в игрищах, но и его богатырским аппетитом. Богатые тувинцы выставляли коня и резали самого жирного холощеного барана - ирт. В огромном китайском котле (используемом лишь при похоронах и свадьбах) с названием «тос танма», определявшим его емкость (девять бездн), умещалась вся туша. Одолевший угощение - забирал коня. В изложении писателя Чапа Чульдума, состязание проходило следующим образом. Вместе с главным претендентом в юрту набивались рефери, зрители и группа поддержки. Прежде чем приступить к трапезе, будущий владелец коня (как правило, небогатый), язвительными шутками демонстрировал моральное превосходство. «Зарезав ягненка, ты думаешь, что заколол вола? Да половины его туши хватит лишь на один жевок». «Даже если он проигрывал, его замечания, шутки, передавались из уст в уста, пополняя устный фольклор народа», - писал Чульдум Чап. Неписаные правила Шагаа требовали, чтобы участник был не просто «вместилищем мяса», а остроумным представителем бедноты. Он специально готовился к состязаниям, подобно скакунам, которых готовили к скачкам, менял рацион питания - «соотунуп алыр».
По традиции сначала едоку подавалась передняя нога барана, которую он уничтожал, приговаривая в рифму: «Не понял: то ли рука хромого олененка, то ли зайчонка». Перейдя к задней ноге, он рвал ляжку одним движением и «только кадык дернулся « - свидетельствовали восхищенные зрители. После этого богатырь по традиции выходит оправиться, вытереть пот, посморкаться, прокашляться. Подходил черед тазовых костей. Грудинка отодвигалась со словами, что это мясо для потчевания гостей, заглянувших в юрту. Съев половину туши жирного барана и вычистив тазовую кость «седло» (не вмещающееся в котел), богатырь продолжал язвить: «Что-то я не понял, то ли ел мясо, то ли нет? Не отведать ли мне бульона...» Это знаковое выражение означало, что победа уже за ним. Тогда «сыгакчы» (навязывающий), рефери со стороны богача, наливал через край жирный бульон, от одного вида которого (трясущихся кусков сала) слабовольного сразу тошнило. А герой - дунув пару раз - буквально вычищал тарелку. По требованию сыгакчы глубокие пиалы, вместимостью как две обычных, «девять раз обходили котел» в направлении к герою, опустошив которые он с достоинством поднимался, оправлял одежду и произносил: «По тувинским обычаям нельзя оголять дно посуды, я выполнил все условия, как говорится, «у дающего в руке, у берущего на языке», кажется, победа за мной». Под молчаливое сопение богача он подходил к коновязи и уезжал домой на призовом коне. Если на Шагаа выставлять автомобили, возведя этот поединок в ранг современной борьбы хуреш, те же борцы (а кто еще сможет поглотить полбарана в один присест?) вознаградят зрителей еще одним захватывающим зрелищем.
Хлебосольность на Шагаа предписывалась всем, даже самые бедные араты на праздник доставали припасенные продукты. Сенгельские тувинцы (сохранившие обычаи), подготовку к Шагаа начинают с осени. Молочные продукты, к которым «еще не прикасались губы», замораживаются, как и целые мясные туши, забитые в период, когда скот был тучным и откормленным. Арака, сливки, молочная халва и другие деликатесы убираются в специальные емкости для долгого хранения и ждут своего часа, чтобы быть выставленными на праздни чное застолье в Шагаа. Вечером, накануне Шагаа, для детей устраивают обильное застолье, выкладываются самые мягкие куски мяса, мучные и молочные сладости, пельмени и манты. С малышами играют в национальные игры. В эту ночь все стараются не спать (идет пересчет живых душ), а с утра хозяйки приветствуют первый луч солнца свежезаваренным чаем, разбрызгивая его по установленной традиции в направлении частей света. Поприветствовав солнце, землю и Большую родину - Туву, обязательно угощают этим чаем детей и всех, кто находится в юрте. В трех шагах от входа в юрту устанавливают «сан»-курильницу, которую возжигают угольком из домашнего очага.
Если в Шагаа в юрту заходит гость, его приветствуют, обязательно облачившись в верхнюю одежду, только детей можно приветствовать, ограничившись головным убором. В праздничные дни каждый сенгелец достает белый кадак, об него вытирают руки после поедания жирного мяса, а затем привязывают либо к животным (для приплода) либо к шесту, который специально установлен рядом с курильницей- «сан». В предверии Шагаа сенгельские тувинки заранее готовят не менее двух мешков мантов, которыми угощают всех, кто зайдет в праздничный день в гости.
В старину скуповатым богачам доставалось от бедняков именно в Шагаа. По информации собранной ученым Георгием Курбатским, молодежь шла «колядовать « по аалам и тем, у кого угощение было скудным, приходилось выслушивать частушки, в которых звучали слова: «То, что ты приготовил для народа, я один съел», «Ты с осени не готовился к Шагаа, наверное, думал, что богатые не придут, а бедные и это съедят...», «Хватит, ребята, пойдем отсюда. Они приготовили жирное мясо не для гостей, а для себя. Да еще спрятали, хотят его подпортить, наверное, пусть протухнет. А мы пойдем к следующей юрте». Ссор и драк на Шагаа не было. «Нож в ход никто не пускал, хотя он был за спиной у каждого», - пишет Георгий Николаевич.
За три дня до Шагаа и в течение месяца после наступления нового года нельзя совершать неблаговидные поступки, в том числе употреблять алкоголь. В этот период стократно увеличиваются благие деяния и настолько же - обратные. Считается, что в ночь накануне Шагаа желательно не спать, хотя бы в промежутке между 3 ночи и 6 утра. Как правило, в это время (не находящиеся в храмах на молебнах) дома читают детям сказки, играют в народные игры и ждут рассвета. На рассвете мужчины возжигают сан, «угощают» огонь пищей и произносят пожелания на предстоящий год.
Год деревянной лошади в Туве встречали «чон биле» вместе с народом. По традиции буддисты провели ночь на «Шагаа» на ночном молебне, завершившемся на рассвете обрядом «Сан салыр» - огненной пуджей. А шаманы Тувы, провели свои ночные камлания у костров, так же поднося огню «чемнин дээжизин» - все, самое вкусное и особенно молочную пищу «ак чем».
«Животное с горячим дыханием уже приближается, поэтому новогодняя ночь оказалась на удивление мягкой, без свирепых морозов, а утренний снег обещает влажный, способствующий хорошему урожаю год - сказала шаманка Елена Отсур из общества «Тос Дээр», а шаманка Анисья Монгуш из общества «Дунгур» обратилась с напутствием молодежи - следить за своми здоровьем, расстаться с вредными привычками, особенно с пристрастием к алкоголю, табаку, наркотикам, указав, что об этом говорят не только шаманы, но и буддийские монахи, призывающие в эту ночь все божества и всех духов для того, чтобы год прошел без потерь, был щадящим к людям и животным, к природе и всему живому.
В Центре развития тувинской культуры 1 февраля состоялись состязания в национальных играх, конкурсы и представление, подготовленное музыкантами Национального оркестра. 150-килограммовый камень смог поднять голыми руками только тувинский борец «хуреша», остальным современным тувинцам такое испытание уже не по силам, По сообщению пресс-службы правительства Тувы, руководители республики традиционно, во главе с премьером Тувы встретили новый год на вершине горы Догээ, мужской компанией, потому что считается «хей аът» - энергию и жизненные силы в культуре кочевников представитель мужского рода получает в местах высоких и чистых. Женщину в тувинском языке называют «ог ошти» - внутреннее содержимое юрты, а мужчину - «ог ээзи» - хозяин юрты и ему безусловно отведена роль защитника.
Видео - Саяна Монгуш