Гандантэгченлин: центр буддизма и рай для голубей
Крупнейший в Монголии монастырь Гандантэгченлин – самый почитаемый верующими храмовый комплекс и, несомненно, одна из главных достопримечательностей г.Улан-Батора.
Здесь всегда многолюдно, сотни людей – монахи, прихожане, туристы, ежедневно приходят сюда не только для того, чтобы вознести молитвы и увидеть древние реликвии, но и … покормить голубей.
С давних времен здесь сложилась традиция – после совершения обряда каждый верующий, выйдя из храма, обязательно кормит птиц. Это доброе дело дарит взрослым и детям настоящую радость. И сегодня зачастую люди приходят в монастырь именно с этой целью, благо рядом всегда можно купить рис и зерно, а пернатые слетаются сюда со всего города.
От школы цанида до Буддийского университета
В 1809 году из монастыря Богдо-гэгэнов выделилась специальная школа для изучения цанида – упорядоченного толкования основного содержания Ганджура. Цанид состоит из четырех частей: ясный отдел (1), отдел сутров (2), отдел виная (3), основной отдел (4). Изучение первых двух отделов разрешается каждому монаху, изучение третьего – только принявшим духовные обеты, четвертый же – изучается отдельно, в специальном монастыре.
Созданная школа цанида была названа Гандан в честь лхасского монастыря Ганден. Первое деревянное здание для нового монастыря было основано в Их-Хурээ в 1835 году по указанию Богдо-гэгэна V. В 1840—1841 годах было построено первое каменное здание. В начале XX века на территории монастыря, ставшего важнейшим центром буддийского образования в Монголии, проживало около 14 тыс. монахов.
В 1938 году, в годы инициированных Чойбалсаном репрессий в отношении буддийского духовенства, монастырь был закрыт. Однако в 1944 году Гандан по просьбам верующих был вновь открыт, и под руководством настоятеля габджу Эрдэнипэла стал единственным официально действующим в социалистической Монголии буддийским монастырём. Этот статус сохранялся за ним до 1990 года, когда после реставрационных работ открылись два действующих храма — Соборный и Дзу.
Вокруг монастыря сохранилась типичная городская застройка прежних времен. На фоне старых зданий, узких улиц, глухих заборов и торговых лавок, окружающих религиозный комплекс, яркие стены и черепичная крыша храма, окрашенная в разные цвета, выглядят очень колоритно.
Сейчас в монастыре живет около 150 монахов. Здесь действует Буддийский университет, созданный в 70-е годы. В Гандантегчинлине изучают буддизм по 13 направлениям. В библиотеке Духовной академии хранится более 50000 рукописей и редких книг. Посещение монастыря входит в программу многих экскурсионных туров.
Статуя бодхисаттвы Авалокитешвары
Статуя бодхисаттвы Авалокитешвары «Мэгжид Жанрайсэг» была возведена в начале ХХ века. В то время она стала символом независимости Монголии, с ней также связывали надежду на то, что эта заслуга вернет зрение Богдо-гэгэну VIII.
В 1911—1913 годах, сразу после упразднения власти китайской администрации в Урге (прежнее название столицы, употреблявшееся в русской и европейской литературе), для статуи был возведён отдельный храм.
Высота храма 42 м, его крыша поддерживается 24 деревянными колоннами по 23 м высотой. Для изготовления статуи высотой 25,6 м было использовано 45 кг золота, 56 кг серебра и 400 драгоценных камней. В начале Второй мировой войны статуя была демонтирована, ее основная часть была вывезена из страны. Скорее всего, фрагменты медной статуи были отправлены в СССР на переплавку для военных нужд, однако достоверных сведений, подтверждающих это, не имеется.
27 октября 1996 года восстановленная на средства народных пожертвований статуя Авалокитешвары была вновь освящена. Командой скульпторов руководил народный художник МНР Н. Жамба. По случаю освящения были проведены служение Калачакры и народное празднество-надом.
Высота новой статуи – 26 м, она выполнена из меди, инкрустирована 2286 драгоценными камнями, в том числе 186 найденными в самой Монголии. Покрыта 8,6 кг сусального золота, добытого в Монголии.
По центру полости статуи установлен одиннадцатиметровый ствол лиственницы, срубленной на священной горе Богд-Хан-Уул. В лотосе-постаменте установлена пятистенная юрта из Булганского аймака, доспехи, лекарственные травы, драгоценности и другие дары монгольских верующих. Кроме этого, сюда были заложены полное собрание Ганджура и Данджура, присланные Далай-ламой XIV, сочинения Цонкапы, подарки других известных лам, например, настоятеля Амарбаясгаланта Гуру-Дэва Ринпоче, а также волосы всех перерождений Далай-лам и резной лик Таранатхи, подаренный Далай-ламой XIII в 1905 году и помещённый в голову статуи.
Фото: Б. Ганбаяр, Б. Наранбаатар
В сюжете: Гандантэгченлинголубибуддизм