К дальнобойщикам присоединились таксисты
Обзор протеста дальнобойщиков после неудачной акции на МКАД. Водители грузовиков учатся методам "фэйсбучной революции", дистанцируются от политических партий и экстремистов, сжигающих офисы "Платона", и проявляют "пролетарскую солидарность" с таксистами.
Напомним, что целью протеста дальнобойщиков является отмена система "Платон" ("плата за тонны"), которая официально действует с 15 ноября 2015 года. Водители автомобилей массой более 12 тонн должны платить 1,53 рубля за каждый пройденный километр федеральных дорог. С 1 марта 2016 года ставку планируют увеличить в два раза.
В материале "Русской службы Би-Би-Си" отмечается, что причиной неудачной попытки "блокады Москвы" с целью вызвать транспортный коллапс в столице России (акцию дальнобойщиков пресекли силами полиции и ГИБДД) стала "дезорганизация протестующих и репрессии против отдельных координаторов". Тем не менее, дальнобойщики пугают власти растущей качеством координации, которая явно шагнула вперед по сравнению с первыми днями протеста.
На сегодняшний день в Подмосковье образовалось два протестных лагеря - на парковке торгового центра "Мега-Химки" (15 фур и 15 легковых автомобилей) и в районе города Кашира на 92-м километре трассы М-4 "Дон" (45 фур). По словам пресс-секретаря лагеря дальнобойщиков в Химках Таисии Никитенко, по Подмосковью "разбросано" еще около 100 фур, все они находятся на связи с протестующими.
Из Фэйсбука и Твиттера возгорится пламя
"Помимо пресс-секретаря, у протестующих появился официальный канал "Россия против Платона" в мобильном мобильном push-to-talk приложении Zello.
Канал насчитывает 2,2 тысячи подписчиков, из которых постоянно на связи - около двухсот. Там обсуждаются текущие нужды лагерей, форматы акций и отвлеченные темы типа Третьей мировой войны и творчества Михаила Круга. На канале запрещена политическая пропаганда, реклама посторонних каналов и экстремистские высказывания.
Также "Платон" регулярно обсуждается на одном из самых популярных русскоязычных Zello-каналов "Трасса" с 250 тысячами подписчиков. К переговорам в режиме реального времени может подключиться любой пользователь Zello: один канал выдерживает до 600 подключений.
В 2014 году венесуэльская телекоммуникационная компания CANTV заблокировала Zello, поскольку им пользовались уличные демонстранты. Также в 2014 году приложение вышло на лидирующие места по скачиваниям в Украине, где его использовали сепаратисты. В Индонезии и ряде других мусульманских стран посредством Zello проповедуют радикалы.
Отметим, многие протесты со второй половины XX века знаменовались тем, что протестующие использовали нестандартные медиаканалы для коммуникации. Так, волнения в социалистической Польше в 1970-1971 годах называют "ксероксной революцией".
"Арабская весна" 2010-2011 годов связана с распространением в странах Северной Африки и Аравийского полуострова "Фейсбука" и "Твиттера".
Основным средством коммуникации протестующих в Гонконге в 2013-2014 годах было мобильное приложение FireChat, позволяющее передавать сообщения напрямую от пользователя к пользователю посредством bluetooth. Никто не отменял и портативные рации, которые есть почти в каждой фуре. С их помощью дальнобойщики связываются друг с другом в радиусе до 20 км и агитируют против "Платона" в пробках.
Дальнобойщиков можно не только слушать, но и наблюдать. Трансляция из Химок, например, ведется круглосуточно с перерывами в несколько часов на сервисе Ustream. Правда, картинка не слишком зрелищная, если только вы не любите рассматривать капоты.
Из уже знакомого: у протестующих появилась и официальная группа в "Фейсбуке" "Координация дальнобойщиков - Платону нет!", - сообщает Русская служба Би-Би-Си.
Дальнобойщики: "Мы - мирные люди..."
Сегодня лидеры дальнобойщиков всячески подчеркивают мирный ненасильственный характер протеста. Тем временем еще 4 декабря 2015 года во время попытки водителей грузовиков образовать "улитку" на Московской кольцевой автодороге (МКАД) социальные сети обошли фото 10 военных грузовиков "Урал" (предположительно с солдатами внутренних войск), которые в сопровождении машин ДПС двигались по МКАД в направлении Химок и лагеря протестующих дальнобойщиков возле торгового центра "Мега-Химки".
Эти панические сообщения о двинутых на подавление бунта водителей грузовиков войсках появились на фоне репортажа телекомпании "Дождь" о том, что до попытки "блокады Москвы" в Оренбурге неизвестные обстреляли и подожгли офис компании Ротенберга по взиманию платы с дальнобойщиков за пользование федеральными дорогами по системе "Платон".
"- Факт нападения зафиксирован. Проводится проверка, - приводит агентство слова собеседника из полиции.
По предварительным данным, неизвестные напали на офис «Платона» в пять утра. Они стреляли из пневматического оружия и попытались поджечь вход в офис. Им помешала охрана здания", - сообщил сайт телекомпании ”Дождь”.
На Москву!
Сегодня стало известно о том, что к участникам "стояния под Москвой", которые прибыли из центральных и южных регионов России (Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Иваново, Дагестан), скоро присоединяться дальнобойщики из Сибири.
По информации "URA.Ru", с тюменской объездной дороги исчезли десятки фур, владельцы которых с середины ноября протестовали против введения нового дорожного сбора. Грузовики в минувшие выходные отправились в Москву.
- Машины мы убрали (с объездной - ред.), так как никто вообще даже внимания не обращает, - заявил корреспонденту агентства один из дальнобойщиков по телефону. - Никто из чиновников, из руководства Тюмени ни разу не приехал поговорить. Телевидение нас не показывает, о наших требованиях молчат. Если бы все было по-честному, они рассказали бы о дальнобойщиках, об акциях протеста, о том, почему мы против "Платона". Но они это скрывают. Поэтому мы приняли решение и выехали на Москву.
Ресурс "Росбалт" сообщает о том, что "дальнобойщики встали под Москвой до победы". Так в материале ресурса описывает быт в лагере дальнобойщиков:
"Чайник закипел, ребята!" – бодро прокричал молодой черноволосый мужчина в едва расстегнутой бежевой куртке с меховым воротником. У машины, из кузова которой он вместе с напарником Серегой ("Серега меня зовут, Серега", – по-свойски представился улыбчивый дальнобойщик корреспонденту "Росбалта") раздавал участникам протестной акции пирожки, порции хлеба и куриного мяса, толпилось полсотни человек.
"Да, тебе только белого халата не хватает", – отозвались с улицы. Несогласные водители большегрузов, не отрываясь от разговора, неспешно потянулись за чаем. Центральная тема – отражение акции в эфире крупнейших телеканалов страны. Вернее отсутствие какого-либо ее упоминания на первых трех кнопках.
"Некоторые СМИ умалчивают. Нас не показывают по "Первому каналу". Нам показывают Сирию, проблемы какие-то, в Крым, вон, свет провели. Но ни слова про дальнобойщиков. Про нас просто забыли самые главные наши средства массовой информации", – грустно заметил представитель ивановского движения против "Платона" Иван.
В таких условиях свежие новости о судьбе злополучной системы "Платон" протестующие узнают в основном по радио и от коллег – по внутренним каналам. "Вот только передавали, что наших на юге останавливают, проверяют на алкоголь, арестовывают на двое суток, а машину – на штрафстоянку. Вот так и работаем!", – горячо возмущался подмосковный дальнобойщик, тоже Иван.
Накануне ночью он и другие водители сами очутились в эпицентре конфликта. Полицейские преградили путь на стоянку вновь прибывшим фурам, выставив кордон из грузовиков и тракторов. Сидевший в одном из большегрузов член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Илья Шаблинский потребовал от правоохранителей объяснений. В ответ было заявлено: в торговом центре проводится антитеррористическая операция. Водители рассказывали, что после члена СПЧ законность полицейских мотивировок решили проверить двое адвокатов. Но также тщетно.
"Тут такое порой творится! Полковники по дорогам бегают, какие-то службы по углам встали и зыркают. Мы на них смотрим – они отворачиваются. Неужто стесняются!" – задорно продолжил Иван, кивнув в сторону припаркованного неподалеку автомобиля ДПС, возле которого спиной к фурам стоял пышный мужчина в черном пальто. "Этот вот — чиновник какой, что ли… Прислали его, а он никак смелости не наберется подойти?" – гадал он. Окружающие с улыбкой кивали.
Спустя двое суток после неудавшейся акции "улитка" на МКАДе дальнобойщики успели основательно обжиться возле торгового центра и подготовиться к затяжному "стоянию" – так они называют свой протест. "Будем стоять здесь до победного. До весны – так до весны. До лета – так до лета", – серьезным тоном заявил петербургский дальнобойщик, жуя пирожок. Лобовые стекла фур увешаны плакатами, призывающими к отмене системы "Платон": "Узаконенный рэкет в пользу частного лица", "Нет "Платону"!", "Ротенберга кормить не буду". Связь с "южными" коллегами на трассе М4 "Дон" поддерживается регулярно. Там обстановка аналогична тому, что происходит в Химках.
"Вы откройте карту и сразу все увидите! Появились какие-то неизвестные ремонты дорог, какие-то кирпичики непонятные. Товарищи едут с Иваново, с Тольятти, со всех регионов. Если посмотреть по картам, заблокировали почти все дороги. Они на подъезде, они даже до 108-й (Трасса А108, Московское большое кольцо, – "Росбалт") не доезжают, их тормозят — и все", – пояснил перевозчик из Иваново.
Нижегородский дальнобойщик Михаил подтверждает: ежедневно к месту сбора пытается подобраться по 10-15 машин, "иногда больше". "Пытаемся их сюда провезти, но нам всеми силами оказывают сопротивление, – посетовал он. – Хотят просто сделать так, чтобы выглядело, будто нас очень мало. А на самом деле вокруг Москвы ребята стоят. У нас есть связь практически со всеми, более чем с 40 регионами. Машины со всей страны, за исключением, конечно, Дальнего Востока. Но до Урала точно все".
О каком-то отступлении здесь не идет и речи: всеми необходимыми ресурсами дальнобойщиков снабжают местные жители. "Люди тащат и тащат: кто – антифриз, кто – солярку", – Серега указал на черный внедорожник, остановившийся напротив грузовика-кухни. Из джипа выбрался плотный, коротко стриженый мужчина лет 50 с двумя батонами хлеба в руках. Узнав у протестующих, "кто старший по кампусу", он подошел к кузову и протянул буханки Сереге. Следом подбежал его десятилетний сынишка в голубой шапке – с приборами. "Я тут борща привез. Горячий борщок – самое то!" – отчеканил мужчина и через минуту вернулся с большой домашней кастрюлей. Из кастрюли валил пар.
"Наши деды, прадеды проливали кровь за то, чтобы мы жили в нормальной стране. А они наплевали на кровь наших дедов, что хотят творят со страной..." – приговаривали дальнобойщики, возвращаясь к своим фурам", - сообщает "Росбалт".
Поддержали таксисты
Тем временем к протесту дальнобойщиков присоединяются таксисты, образовавшие некий "Комитет автопротеста". Выпущенные комитетом листовки водители такси сегодня раздают своим клиентам.
"Сограждане! Хватит терпеть произвол!
На наших глазах идет наглый отъем последних заработков и последних прав. Через цены и поборы страну загоняют в нищету. Чиновники и олигархи заставляют батрачить на себя. Усевшись нам на шею и обращаясь как с холопами, начальство, еще присвоило право от нашего имени врать по телевизору.
За каждый каприз самозваных владельцев страны, всех этих путиных и ротенбергов, приходится платить ими же придуманные поборы. Кто попробует возмутиться, попадает в лапы «ментополов». Кормить семьи уже почти невозможно. А с нынешним ростом цен скоро встанет выбор между тюрьмой и самоубийством.
Пора с этим кончать!
Дальнобойщики всей России показали пример, поднялись против грабежа и произвола. Они организовали Марш на Москву, чтобы потребовать отмены очередного изобретения олигархов, системы «Платон», которая вообще оставит их голыми.
Помогите своим братьям! Помогайте протестующим всеми средствами и прежде всего – говорите правду о них! Не верьте вранью властей! Помните: сегодня они обманут и задушат дальнобойщиков – завтра заменят самой дешевой рабсилой и вас!
Поможем мужикам, дадим отпор кровососам!
Сегодня мы поможем дальнобойщикам – завтра они помогут нам. Вместе будем сильней!" - говорится в листовке "Комитета автопротеста".
Фото: АРД
В сюжете: дальнобойщикиАнти-ПлатонПлатонРотенбергиМайданреволюциямитинголигархи