Монголия - молодая и красивая нация
Партнер АРД, первая бурятская частная галерея "Орда", представляет цикл интереснейших бесед о Монголии, Бурятии и феномене Этигэл Хамбо ламы. Встреча первая: профессор Валерий Минаев, Москва.
12 декабря состоялись два больших события в научной и культурной жизни Бурятии. Во-первых, исполнилось десять лет Институту Пандито Хамбо Ламы Итигэлова, возглавляемому Васильевой Янжимой Дабаевной. Во-вторых, исполнился год Культурному фонду Морихиро Ивата. Празднование этих событий, по решению организаторов, было объединено.
Неслучайным оказалось то, что гости – с Запада и Востока встретились именно в Улан-Удэ, практически в центре Евразии. Эта мысль, так или иначе, сквозит в каждой беседе. Также удивительным показалось практически полное совпадение мнений таких разных людей о Бурятии, и ее месте в России и мире.
Минаев Валерий Владимирович, доктор экономических наук, профессор. Заведующий кафедрой мировой политики и международных отношений РГГУ. Действительный член Российской академии естественных наук.
- Что вас привело в нашу далекую Республику?
- В Бурятию я приехал не в первый раз. И даже не в первый десяток раз. Приехал к своему давнему другу, Янжиме Дабаевне Васильевой. Конкретный же повод – десятилетие возглавляемой ею организации – Института Пандито Хамбо Ламы Итигэлова. С Институтом Пандито Хамбо Ламы Итигэлова университет, в котором я имею честь трудиться, сотрудничает уже давно – более десяти лет.
Нас всех очень интересует феномен Итигэлова. Я не буду объяснять, что это, думаю, ваши читатели достаточно осведомлены… Одно можно сказать точно – ученых разных направлений интересует суть – почему, откуда, как ЭТО явилось нам? Над этой величайшей загадкой работают ученые разных отраслей науки. И биологи, и философы, и физики. Каждый пытается найти ответ. Мы тоже, по своей линии, пытаемся, в меру наших возможностей, найти подход к расшифровке этой тайны. Мы провели две научных конференции, посвященных феномену Пандито Хамбо ламы Итигэлова.
В качестве примера, хочу привести вам такой случай. Одна дама – доктор биологических наук, практикующий судебный медик, выступала с довольно длинным докладом, в котором описывала применение нескольких подходов, но, в результате сделала вывод: современная наука не может объяснить этот феномен.
Мы создали в университете Центр изучения истории и культуры народов Восточной Сибири. Специально для того, чтобы этот Центр работал над феноменом Итигэлова. Этот Центр возглавила Хорхордина Татьяна Иннокентьевна, доктор исторических наук, без преувеличения, самый крупный специалист в России по архивному делу. Работа началась с изучения архивов, с разыскивания материалов о земной жизни Пандито Хамбо Ламы. И таких материалов было найдено довольно много. Особенно в архиве кино-, фото-, фонодокументов. Ведь Итигэлов был в составе делегации, прибывшей на празднование 300-летия Дома Романовых, на котором проводилось большое количество съемок. Параллельно с этим, было обнаружено большое количество документов по истории Бурятии разных временных периодов.
Сейчас мы имеем перечень документов, которые хранятся в разных архивах, в разных фондах. Мы хотим опубликовать его, и если кому-то из исследователей это понадобится, то работа по поиску и упорядочиванию источников, нами уже проделана. Это очень важно, поскольку документы из этого перечня ранее практически не были включены в научный оборот. Это и составляет небольшую часть тех причин, по которым я оказался здесь.
- Спасибо. Во время экскурсии по галерее вы с коллегой бурно обсуждали одно произведение – бронзового коня и его всадника. Оно вызвало ваш неподдельный интерес. С чем это связано?
- Да. Потому что в ней очень сильно, просто потрясающе выражена динамика. Выражен образ, который трудно описать словами, это надо чувствовать. Лично меня статические фигуры привлекают не очень. В скульптуре мне нравится изображение движения. Движение мысли, движение материи… Движение истории, наверное, даже. И это - замечательный образ. Это образ Монголии в ее расцвете, а, может быть, и сейчас. Мне не нравится бюрократическая косность, царящая в Бурятии. Надо сказать, косность, царящая и везде в России. Но Монголия напрямую соотносится с тем образом, что я увидел. Летящий конь, его всадник, молодость, нацеленность этого тандема на очень конкретную, очень важную задачу – это для меня образ Монголии. Мне это близко по духу.
- Это перекликается с тем, что вы говорили о скульптуре, о ее «дикости».
- Это не «дикость», это - пассионарность. Это молодая нация. В Монголии меня поразило огромное количество молодых людей на улицах Улан-Батора. И еще меня поразила их красота. Сначала я не мог понять, откуда такое количество молодых, красивых людей. А потом понял, что несколько столетий с самых разных концов мира, самых красивых девушек монгольские воины привозили к себе, положение центра Мира – обязывало. Я не думаю, что кто-то отказывался, что это было насильно, нет. Доминирующее положение Монголии влекло, манило всю периферию того времени. Это генетика. И я увидел молодую, целеустремленную нацию.
- А Бурятия?
- Мне кажется, что Бурятии нужно больше информировать о феномене Итигэлова. Этот феномен появился не просто так. У Пандито Хамбо Ламы Итигэлова есть цель! По нашему мнению, это знак всему человечеству. Он говорит – развивайтесь не материально и технически, развивайте духовность. Если феномен Пандито Хамбо Ламы Итигэлова войдет в душу каждого бурята, каждого жителя Бурятии, то вслед за вами будут подтягиваться к большей духовности и люди из других концов страны и мира.
- Спасибо!
Если вас задел этот материал, пожалуйста, отреагируйте. Задайте вопросы героям интервью, связь с ними налажена. Напишите на [email protected] свое мнение, любая оценка приветствуется. И для людей дела: вы знаете слова песни, которую бабушки пели только в вашей местности? Пришлите. Вы – земляк незаслуженно забытого поэта, танцора, мастера, умельца? Напишите. Ваш дед или прадед совершил подвиг на войне? У вас есть реликвия, передаваемая из поколения в поколение? Расскажите. Каждое из ваших сообщений будет прочитано и сохранено, о самом интересном мы расскажем подробно. Неважно, восточный вы бурят или западный, эвенк или поляк, русский или татарин – напишите.