В Монголии теледрама помогает людям стать финансово грамотными. ВИДЕО
Серии "мыльной оперы" иллюстрируют реальные жизненные ситуации и способы выхода из них, помогая обычным гражданам выжить в кризис.
Люди попадают на крючок тв-драм, а кино-отрасли получают от этого многомиллионые прибыли. Однако, не все сериалы и телепрограммы бесполезны и направлены только на эмоции.
Так, в Монголии проект при содействии АБР (Азиатский Банк Развитии) и Японского фонда сокращения бедности использует сериалы, чтобы помочь людям защитить себя от кризиса с помощью экономии и финансового планирования. Мировой финансовый кризис и засуха в стране указали на очевидный факт: наиболее уязвимым слоям населения необходимо финансовое образование.
В 2014 году опрос в рамках проекта установил, что 80% монголов приводят телевидение в качестве основного источника информации. Так как серийные драмы очень популярны, они были определены как наиболее эффективное средство для сообщений о финансовой грамотности.
Используя результаты опроса, проект разработал мыльную оперу под названием “Курс, который поможет вам стать миллионером”, который стал второй наиболее популярной программой по всей стране в 2015 году. Сюжеты были основаны на информационных потребностях целевых зрителей. Вышло 24 серии.
"Я думаю, что телевизионные драмы очень хорошо иллюстрируют важность экономии. Я начала экономить 10% от моей (ежемесячно) заработной платы, так как смотрела эту телевизионную драму. Я действительно вижу выгоду от такого сериала", - говорит 27-летняя Д. Янжмаа из Улаанбаатара, одна из многих монголов, которые внимательно следили за сериалом.
Публика программы - в основном студенты и молодежь, женщины с высшим и/или полным средним образованием, самозанятые и работники частного сектора. Большинство из них имеют месячный доход семьи ниже 600 тыс. тугриков (около $ 301).
Сюжет сериала таков. 24 эпизода шоу вращаются вокруг 6-ти персонажей из различных социально-экономических слоев с общей целью: повысить их личные навыки финансового управления, посещая курс. На протяжении эпизода герои решают финансовые проблемы, в основном связанные с банковскими кредитами и сбережениями.
Изгибы и повороты сюжета отражают эмпирические данные. В 2015 году опрос АБР показал, что более 70% респондентов, большинство из которых жители Улаанбаатара и сельских провинций среднего возраста, действительно имеют формальные сбережения в банках. Однако, менее вероятно, что молодое поколение будет экономить деньги. А сельские жители и семьи с низким уровнем доходов активно пытаются откладывать деньги. Пастухи и семьи с низким уровнем дохода, наиболее пострадавшие от финансового кризиса и дзуд (засуха), имеют ограниченную осведомленность об услугах, предлагаемых небанковским финансовым сектором. Ранее опрос АБР 2010 года показал, что около 70% респондентов из сельских районов старались, чтобы их доход соответствовал их покупательским привычкам.
А сериал привлек широкую аудиторию, потому что эти истории были основаны на реальных жизненных переживаниях и привязаны к местной культуре. Драма показала широкий диапазон типов персонажей: инвалидов и подростков, микро-предпринимателей и матерей-одиночек. Ключ к успеху в том, что публика была в состоянии идентифицировать и учиться у персонажей, которые постепенно развиваются в своем финансовом мышлении и поведении, в то время, как разворачивается сюжет.