Монголия и "новая российская нефтяная дипломатия"
Прощение долга – это попытки Москвы сблизиться с Улаанбаатаром и установить влияние на союзника, пишет западный аналитик, призывая Монголию "быть настороже", не подсаживаясь на "нефтяную иглу".
Погашение старых “советских долгов” для Монголии - это начало новых дипломатических отношений с Россией, пишет западный аналитик и писатель, специализирующийся по Центральной Азии и вопросам управления, безопасности, терроризма и развития, г-жа Саманта Брлэтих (Samantha Brletich), называя эту политику “новая нефтяная дипломатия”. В настоящее время она является сотрудником федерального правительства США.
Напомним, что Россия подписали межправительственное соглашение в конце января 2016 года о погашении долга Монголии, который составил $172 млн, 97% от общего объема долга Монголии.
Прощение долга – это попытки Москвы сблизиться с Улаанбаатаром после долгих лет потери влияния на союзника и на другие республики бывшего Советского Союза в экономическом плане. Использование финансовых инструментов и долгов, чтобы сблизиться со странами, является основным дипломатическим инструментом России, отмечает Саманта.
Монголия также предоставляет широкие возможности на рынке нефтепродуктов России.
Сбой на рынке нефти повлиял на российскую экономику, сокращая ВВП России и региональную экономику, в результате чего многие бывшие советские республики вынуждены были пересмотреть свою экономическую политику и союзы с РФ. Страны, в значительной степени связанные с Россией политически и экономически, страдают из-за краха рынка товаров и санкций Запада в отношении России. Денежные переводы упали у четырех центрально-азиатских государств, влияющих на их ВВП. Замедление экономики России заставило Казахстан и Кыргызстан - двух ближайших союзников России из бывшего Советского Союза, искать экономические возможности в других местах.
Валюта Казахстана тенге упала на 100% за последние 5 месяцев, текущий курс составил 352,08 тенге за 1 американский доллар в конце февраля. Согласно отчетности Reuters от 23 февраля, экономика Казахстана вырастет только на 0,5%, в отличие от первоначально прогнозируемых 2,1%. Казахстан также сократил добычу нефти до 74 млн тонн. Страна ищет ближневосточных инвесторов, таких как Объединенные Арабские Эмираты. Диверсификации экономических партнеров Казахстана также находит свое отражение в желании Казахстана стать мостом между Европой и Евразией и расширить свои двусторонние экономические партнерства.
Обсуждается также повышение арендных ставок для России за аренду четыре военных и космических объектов Казахстана, включая ракетодромы Сары Шаган и Эмба. Россия платит за них 24 млн долларов, которых, по мнению депутатов Казахстана, не достаточно. Также, Россия арендует космодром Байконур Казахстана за 115 млн долларов в год, а срок аренды продолжается до 2050 года.
Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев в январе этого года подписал закон о денонсации соглашений с Россией о строительстве и эксплуатации ГЭС «Камбарата-1» и четырех ГЭС Верхне-Нарынского каскада. Соглашения, где российская сторона была единственным инвестором, были подписаны в сентябре 2012 года. Москва обещала выделить на строительство этих объектов более $2 млрд ($1,7 млрд на «Камбарату-1» и $400 млн на каскад). В проекте участвовали «Интер РАО ЕЭС» и «РусГидро». В 2012 году предполагалось, что сроки строительства Верхне-Нарынского каскада составят 3-4 года, «Камбарату-1» планировалось закончить за 7 лет.
Кыргызстан вступил в ЕС из-за большого числа трудовых мигрантов в России, в целях укрепления двусторонних связей, а также доступа к традиционным и региональным рынкам. Почти 544 тыс. киргизов работают в России на сегодняшний день, по словам министра экономики Кылычбек Жакыпова. Но денежные переводы для трудовых мигрантов упали на 28,3% к концу 2015 года; денежные переводы Таджикистана и Узбекистана сократились вдвое.
Экономика Монголии выросла лишь на 2,3% в 2015 году, это наименьший показатель за последние 7 лет после глобального экономического спада 2009 года. Падение цен на сырьевые товары, сокращение иностранных инвестиций, а также замедление темпов роста китайской торговли внесли свой вклад.
"Очевидно, что постсоветская Россия избегает какой-либо стратегической глобальной конкуренции с США ... Можно ли получить всеобщее уважение без какой-либо идеологической привлекательности?», - задается вопросом знаменитый проф. Анис Баджектаревич (Anis Bajrektarevic).
Здесь может прийти один ответ: возрождение газомазутной российской дипломатии.
Поэтому прощение долга может быть способом заставить Монголию импортировать больше энергии из России.
Монголия в 2014 году импортировала 91% своих нефтепродуктов из России, в том числе: бензин, топливо для реактивных двигателей, а также дизельное топливо. А объем торговли между Россией и Монголией снизился на 2,8% (май 2015 г.).
Однако, энергетическая зависимость Монголии делает ее уязвимой. Надо помнить, что Россия прекратила поставки газа на Украину во время напряженных отношений, предупреждает Саманта Брлэтих. Напомним, в апреле 2011 года Россия сократила поставки дизельного топлива в Монголию из-за нехватки его внутренних поставок.
Опасаясь контроля со стороны своих двух соседей, Монголия проводит стратегию "Третьего соседа”. Саманта подчеркнула, что Монголии, чтобы избежать энергетической зависимости, необходимо расширить эту политику. Монголия должна использовать свой статус демократии для укрепления сотрудничества и финансирования со стороны Европейского Союза и других азиатских стран, таких как Япония и Южная Корея.
Монголии также необходимо диверсифицировать свою экономику, потому что быть только экспортером минеральных ресурсов - это не выход из кризиса. Россия, скорее всего, воспользуется всеми преимуществами для продвижения двусторонних отношений и укрепления своих позиций в Монголии, подчеркнула исследователь.